Минпромторг рассчитывает убрать второго пилота из кабин самолётов и снизить за счёт этого стоимость эксплуатации – искусственный интеллект зарплату не просит. Вице-премьер также отметил, что сегодня в самолётах устанавливаются иллюминаторы и остекление, хотя степень цифрового зрения позволяет полностью перейти на ЖК-экраны как в кабине пилота, так и в салоне.
Неоднозначное заявление вице-премьера Дениса Мантурова, как оказалось, подкреплено реальным финансированием – Минпромторг разместил на портале госзакупок извещение о проведении конкурса стоимостью 2, 9 млрд рублей на разработку такой технологии до конца 2024 года.
Возникает вопрос – а у кого наберётся опыта командир корабля, человек? Как известно, работа вторым пилотом предполагает подготовку и переход в командирское, левое кресло. А тут сразу в капитаны? Искусственный интеллект подскажет и научит? Специалисты-авиаконструкторы к идее относятся крайне скептически, соглашаются, что это возможно, но в очень отдалённой перспективе. Надёжность автоматики должна стать запредельной, 200–300 людей в пассажирском салоне – бесценный груз. Пилот-человек тем и силён, что способен на нестандартные решения в критических ситуациях. Плюс ко всему каково будет пассажирам знать, что капитан, например, обедает или отошёл в санузел? Аргументы типа, что советский челнок «Буран» совершил свой единственный космический полёт полностью в автоматическом режиме, несерьёзны – «Буран» готовили к полёту по чётко заложенной в автоматику программе. А тут то Махачкала не принимает, то турбулентность над горами, то сдвиг ветра на посадке...
Подробнее читайте в свежем номере «Аргументов недели».