Аргументы Недели → Армия № 33 (828) 24-30 августа 2022 13+

Итоги международного форума «Армия-2022»

, 19:24 , Обозреватель отдела Промышленность

В парке «Патриот» завершился международный форум «Армия-2022». Как и в прошлые годы, показали очень многое из того, чего именно сейчас не хватает вооружённым силам в специальной военной операции (СВО). Также прозвучали очень интересные и неоднозначные предположения о будущем гражданской авиации.

Задача: защитить солдат

В целом эта задача чисто технически уже давно решена – существуют замечательные бронежилеты, защищённые от подрыва мин, пуль и осколков транспортные средства, роботизированные комплексы. Но мои знакомые и друзья в Москве и других регионах страны продолжают скидываться на беспилотники, рации, приборы ночного видения, бинокли, трекинговую обувь для участников специальной военной операции. Надо отметить, что положение со снабжением войск, в том числе Росгвардии, в последнее время радикально изменилось – уже не требуется отправлять грузовики со всем необходимым на войне: медикаменты, кровоостанавливающие жгуты, носки, нижнее бельё, компактные печки для обогрева и приготовления пищи. Да и, собственно, еду тоже. Сейчас на вопрос «что прислать?» чаще просят подкинуть сигарет и чего-нибудь вкусненького. Но всё же пробелы в оснащении воюющих подразделений остаются. В идеале у каждого взвода, а то и отделения должно быть собственное транспортное средство, желательно защищённое бронёй, разведывательный беспилотник с обученным оператором, надёжная связь. А у солдата, главного человека на войне, удобные форма и обувь. Обувь! Давайте вспомним Афганистан – там советские спецназовцы и десантники гоняли «духов» по горам и пустыням в кроссовках «Адидас», выпуск которых наладили в стране к Олимпиаде-80. Фотографий наших воинов-афганцев в нестандартной обуви – море. Также было и во время чеченских кампаний. Вот и сейчас, взглянув, во что обуты наши военнослужащие, приходит мысль о недоработке тыловых служб. В раздолбанной за месяц-два боевых действий обуви много не навоюешь. В неудобной – тоже. В мирное время уставные берцы худо-бедно служивый люд устраивают, но в полевых условиях они очень быстро «сгорают». Выход один – покупать новые удобные, например белорусского производства, или ждать посылку из родных краёв.

На форуме «Армия-2022» широкой публике показали бронированный автомобиль «Ахмат». «Защищённое специальное транспортное средство (З-СТС) предназначено для выполнения боевых задач со смонтированным вооружением, перевозки личного состава (до 10 человек), воинских грузов, а также перевозки раненых с возможностью оказания первой медицинской помощи на месте ранения и в процессе транспортировки. Корпус З-СТС обеспечивает высокую баллистическую и минную защиту. З-СТС обеспечивает передвижение по дорогам всех категорий», – говорится в сообщении пресс-службы предприятия «Ремдизель» из Набережных Челнов. Шасси у автомобиля взято с серийного армейского грузовика, какого – не говорят. Но очень похоже, что от «Урала-4320». Главный конструктор предприятия «Ремдизель» Игорь Зарахович заявил, что все комплектующие отечественного производства, ничего импортозамещать не придётся. Класс защиты аналогичен бронеавтомобилю «Тайфун». Их преимущество в простоте эксплуатации: не нужно никакого сложного обучения, поскольку у машины нет какой-то особенной электроники. Конструктор также добавил, что бронеавтомобили будут производиться крупными партиями: «Если у «Тайфунов» цикл изготовления был длительный, то у этих машин в 7–10 раз быстрее производится. Их задача – производиться быстро и много». Скромно заявлено, что с мая бронеавтомобиль поставляется в войска. Мощность двигателя и скорость пока изготовителем не обнародованы. Про «Тайфун ВДВ» достоверно известно, что он способен выдержать подрыв до 8 кг в тротиловом эквиваленте под любым колесом или V-образным днищем, оно отводит ударную волну в сторону. Думается, «Ахмат» с огромным дорожным просветом по этому показателю не уступит специализированному броневику. «Ахмат» подходит для транспортировки самолётами Ил-76 и Ан-124.

Почему «Ахмат»? Видимо, потому, что стартовым заказчиком стала Чеченская Республика, а впервые его представил Рамзан Кадыров. Такой транспорт ой как нужен в зоне боевых действий – там, где свистят пули, не должно быть места для небронированных уазиков и тентованных грузовиков.

Задел на будущее, возможно ближайшее, – роботизированный «беспилотный» грузовик «Урал». Кабины и человеческих органов управления нет по определению. Автомобиль оснащён системой компьютерного видения, водитель «рулит» им с пульта дистанционного управления, предусмотрена и полностью автоматическая версия. Неплохой вариант для транспортировки грузов в районе боевых действий или опасных грузов, той же взрывчатки. Во всяком случае, если это «чудо-юдо» попадёт под обстрел или подорвётся на мине, люди не пострадают.

Иранские беспилотники

Делегация из Ирана впервые приняла участие в Международном военно-техническом форуме «Армия-2022» с продукцией своего военно-промышленного комплекса. Надо сразу сказать, выглядят персы солидно. Самый большой павильон среди зарубежных государств. Наибольший интерес на стенде Ирана посетители проявляют к беспилотникам, в том числе к ударному дрону, рассказал РИА «Новости» один из представителей страны на стенде Наяфи Поур Давоод: «Те люди, что следят за новостями, прекрасно осведомлены о том, на что способны наши беспилотники, в том числе это касается и происходившего в Персидском заливе. Таким образом, более всего обращают внимание здесь на беспилотники и квадрокоптеры», – сказал Давоод.

Он добавил, что также Иран представляет на выставке ракеты, различные системы ПВО и РСЗО. Всего Иран представил на «Армии-2022» три беспилотных летательных аппарата: Quadcopter, Mohajer 6 и Karrar-3. Первый может использоваться как в гражданских целях, например для тушения пожаров, так и в военных – нести ударные снаряды, в таких двух вариантах дрон и показан на стенде. Его характеристики: взлётный вес – 21 кг, загружаемый вес – от 1 до 7 кг, работает на расстоянии до 10 км и высоте не более 400 м, время работы – до 60 минут. Именно то, в чём нуждается взводно-ротное звено. Вес второго – 670 кг (на форуме макет представлен в размере 1 к 7), загружаемый вес – до 100 кг, работает на расстоянии 200 км и высоте около 5 км, длительность полёта – до 12 часов. Третий весит 510 кг, может нести до 250 кг и поднимается на высоту до 9 км. Использоваться он может и как ударный дрон, и как «камикадзе».

Зарубежные СМИ сообщают, что Россия уже купила у Ирана тысячу разведывательно-ударных беспилотников Shahed 129 и тренажёр для обучения. Контракт подписан после того, как российские специалисты прошли обучение по использованию этих БПЛА. Тут даже в США разволновались: «Мы по-прежнему очень обеспокоены использованием и распространением БПЛА Ираном. Они использовались для нападения на силы США, наших партнёров в регионе и международные организации», – заявил заместитель представителя Государственного департамента США Ведант Патель.

Раз в Госдепе обеспокоены, значит, верной дорогой идём, товарищи! А там и дронами собственного производства насытим армию.

Пилоты – на выход!

Второй пилот в самолётах может быть заменён виртуальным. По словам вице-премьера Дениса Мантурова, такое вполне возможно, он это подтвердил журналистам: «Я считаю, что это вероятно. Всё упирается в стандарты и ментальность, я бы сказал», – заявил он в интервью телеканалу «Звезда» в рамках форума «Армия‑2022».

Минпромторг рассчитывает убрать второго пилота из кабин самолётов и снизить за счёт этого стоимость эксплуатации – искусственный интеллект зарплату не просит. Вице-премьер также отметил, что сегодня в самолётах устанавливаются иллюминаторы и остекление, хотя степень цифрового зрения позволяет полностью перейти на ЖК-экраны как в кабине пилота, так и в салоне.

«Когда мы говорим о современных сверхзвуковых самолётах, закладывается концепция по отсутствию иллюминаторов и переднего остекления. Возможно, часть этих элементов будет использована и на перспективных гражданских самолётах. Поэтому время будет формировать стандарты», – добавил Мантуров.

Неоднозначное заявление вице-премьера Дениса Мантурова, как оказалось, подкреплено реальным финансированием – Минпромторг разместил на портале госзакупок извещение о проведении конкурса стоимостью 2, 9 млрд рублей на разработку такой технологии до конца 2024 года.

Возникает вопрос – а у кого наберётся опыта командир корабля, человек? Как известно, работа вторым пилотом предполагает подготовку и переход в командирское, левое кресло. А тут сразу в капитаны? Искусственный интеллект подскажет и научит? Специалисты-авиаконструкторы к идее относятся крайне скептически, соглашаются, что это возможно, но в очень отдалённой перспективе. Надёжность автоматики должна стать запредельной, 200–300 людей в пассажирском салоне – бесценный груз. Пилот-человек тем и силён, что способен на нестандартные решения в критических ситуациях. Плюс ко всему каково будет пассажирам знать, что капитан, например, обедает или отошёл в санузел? Аргументы типа, что советский челнок «Буран» совершил свой единственный космический полёт полностью в автоматическом режиме, несерьёзны – «Буран» готовили к полёту по чётко заложенной в автоматику программе. А тут то Махачкала не принимает, то турбулентность над горами, то сдвиг ветра на посадке...

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram