Как американцы спасли советский авиапром от китайцев
24 марта 2021, 11:06 [ «Аргументы Недели» ]
20 марта 2021 года истёк срок исполнения Указа президента о расширении перечня приграничных территорий, на которых иностранцы не имеют права владеть землёй. В перечень вошли все районы Южного берега Крыма, которые интересуют любого покупателя земли в Крыму – что нашего, что приезжего. Чужакам было предложено продать участки в течение года.
На ЮБК владели участками земли практически все элитные господа Украины. Возможно, включая президента Зеленского и всех украинских миллиардеров. Из тех, кто очень богат, немногие выступали против Москвы – некоторые даже перевели в российское гражданство себя или своих родственников, чтобы не потерять драгоценную землю. Но не все. Для особо лютых и был издан указ годичной давности. Как говорят – или отдай землю в Крыму, или прояви лояльность к новой власти.
Сколько вообще иностранцев владели крымской землёй? Она, кстати, одна из самых дорогих в стране – дороже, чем в Ростовской области и Краснодарском крае. В среднем стоит примерно 160 тыс. руб. за сотку. По данным Единого госреестра недвижимости, 11, 572 тыс. земельных участков в Крыму принадлежали иностранным гражданам. Из них: 9, 75 тыс. – украинцам, 430 – белорусам, 303 – гражданам Германии, 235 – гражданам Казахстана. Всем им пришлось избавиться от земли. К сожалению, под раздачу попали и белорусы с казахами. Но терпеть дальше хамство украинских официальных лиц было невозможно. Но одна ли Москва затеяла такую игру в песочнице?
Китайцы по-тихому прибирали к рукам то единственно ценное, что осталось у нашего соседа, – советский авиапром. Китайцы ни много ни мало скупали на корню одну из лучших в мире фирм по конструированию и производству ракетных, авиационных и вертолётных двигателей «Мотор Сiч» из Запорожья.
Узнав про сделку, на дыбы встали не русские, а американцы. В ультимативной форме они приказали президенту Зеленскому аннулировать сделку любым способом – хоть национализацией. Что и было на минувшей неделе объявлено.
Что испугало американцев? Во-первых – передача китайцам технологии производства двигателей для крылатых ракет. В том числе с ядерными боеголовками. Дальше – тонкости технологии производства двигателей практически для всех вертолётов. Включая самый большой в мире Ми-26 и самый распространённый в мире Ми-8. Да, мы научились как-то замещать украинские вертолётные движки. Но ресурс наших пока не тот. Температурный диапазон тоже не тот. А к примеру, вертолёт Ми-8 украинский мотор поднимает на высоту 9150 метров, выше вершины Эвереста. Абсолютный рекорд вообще для всех. Если говорить про авиационные двигатели, то их делают на «Мотор Сiч» для самолётов «Руслан», боевого и учебно-тренировочного Як-130, всего семейства «Анов» плюс движки для российской амфибии «Бе-200».
Всё это добро украинцы предлагали производить у нас ещё в прошлом веке и в нулевые годы. Нет! «Наши менеджеры» отказались. Как отказались переносить в Россию из Николаева производство мощнейших газотурбинных двигателей для ВМС России. Весь этот ужас открылся перед нашим военным и политическим руководством несколько лет назад, когда начало припекать. Но что мы могли сделать против китайцев?
Спасли окаянные американцы. Им этого добра не нужно – хватает своего. Но чтобы отдать всё это китайцам? Нет. Боженька пронёс нас и над этой пропастью – советские военно-промышленные секреты не утекли в Китай. А их на Украине остаётся ещё столько, что хватит на десятки лет. Не только в моторостроении.
И 9 марта государственная делегация из КНР прибыла в Крым. Официальная версия – для изучения возможностей туризма. Как будто в Китае нет тёплого моря круглый год, рядом Вьетнам, Таиланд и Австралия…Скорее всего, это была демонстрация огромного кулака из Пекина. Один туристический рай на острове Хайнань по территории больше всего Крыма и расположен на широте другого рая – острова Таити. Но показать кулак Зеленскому и компании было необходимо.
Подробнее читайте в свежем номере «Аргументов недели».