Superjet: мертворожденное дитя российского авиапрома
6 октября 2020, 11:24 [ «Аргументы Недели. Хабаровск» ]
В России собираются создавать новую модель отечественного ближнемагистрального авиалайнера Sukhoj Superjet New – «импортозамещенную» версию SSJ-100. Финансирование создания этой модели превышает разработки с нуля нового самолета.
О том, что кроется за этим «импортозамещением» и внутри самого «Суперджета» рассказал эксперт, опытнейший дальневосточный авиатор, три десятка лет пролетавший бортинженером Ил-62М, экс-председатель Дальневосточной территориальной организации профсоюза авиационных работников Хасан Серожединов.
- Хасан Ахтямович, давайте начнем с нашей «авиационной боли» - российского ближнемагистрального лайнера «Суперджет – 100».
- Ну, его российским можно назвать условно. Грубо говоря, он просто собирается у нас в стране. Двигатель, скажем, хоть и собирается в России, но из французских и американских комплектующих. На 78% SSJ-100 состоит из импортных комплектующих. Разве что компрессор российский и фюзеляж... «Суперджет» - это мертворожденное дитя авиапрома. Он уже попал под санкции – наши собирались продать 40 машин в Иран, но американцы запретили, поскольку камера сгорания там американская. Получается, что он в России никому не нужен, а за границей его невозможно продать из-за санкций.
- При этом его ведь покупает «Аэрофлот».
- «Аэрофлоту» его навязали. Надо же куда-то эти самолеты девать. Так они и стоят в Шереметьево – из 12 машин летает только половина. У пилотов, кстати, работающих на «Суперджете», зарплата в два раза меньше, чем у тех, кто летает на «Боингах» и «Эйрбасах». Даже поговорка есть у пилотов: «Будешь плохо летать – будешь летать на «Суперджете».
- А как же та самая новая технология сборки, которую освоили наши авиастроители при создании SSJ-100?
- Это большая глупость! Потому что этот «Суперджет» навязан нам фирмой «Боинг». Там эту технологию не используется уже как устаревшую, а наши пишут: «передовая технология!» И вообще, надо сказать, очень неудачная логистика доставки комплектующих, большие простои, много отказов… Не доработан двигатель – его собирали, можно сказать, по кусочкам.
- А почему не использовать российский двигатель? Или у нас нет разработки?
- В России был чудесный двигатель – Д-436. Он, кстати, украинский, но наши его освоили. Он летал на Як-40, Ан-72.
- Теперь ведь собираются разрабатывать новую модель «Суперджета», «Суперджет Нью» и обещают российский двигатель.
- Наш авиапром влез в такую нишу, где ему не протолкнуться – ее уже давно заняли «Эйрбасы» и «Боинги». Теперь надо практически заново проектировать машину. Но все равно она будет доработкой SSJ-100. При этом за нее запросили почти $324 млн, а в то же время наш Ту-134 полностью с нуля обошелся в $100 млн. То есть деньги просто «попилят»… И никто не собирается запускать наш Ту-334, потому что он уже готовый, но будут возиться с этим мертворожденным «Суперджетом». Что касается этого якобы нового двигателя для «Суперджета Нью» – это ложь, никакого двигателя нет. Только Д-436 могут поставить. А тот, на который ссылаются – его просто нет… Гражданская авиация много лет просила, чтобы его довели, но чиновники тормозили процесс. Напомню, что по официальным данным было обещано, что при создании нового самолета зависимость от зарубежных комплектующих будет снижена до 62% - но это, во-первых, только обещания, во-вторых – это в любом случае очень большой процент.
- Если говорить о военных самолетах – в них тоже иностранные «внутренности»?
- Да, зарубежные комплектующие есть, к сожалению, и в военных самолетах. Но у вояк своя хитрая схема. Допустим, есть страна, на которую нет санкций, и которая покупает у американцев радиоэлектронное оборудование. Там ведь радиоэлектронное оборудование устанавливается, как и, отмечу, на космических кораблях. То есть, грубо говоря, что-то у китайцев покупается, что-то еще у кого-то. В общем, военные как-то выкручиваются.
- Вернемся к гражданской авиации. Выходит, российский авиапром – совсем не российский?
- Нет, у нас есть свои самолеты, Ту-204-300, например. На них практически все наше оборудование. Но и они не нужны, потому что их не надо проектировать, строить, не надо вкладывать в их разработку деньги, они готовые.
- Появилась информация о прекращении поставок иностранных комплектующих для самолетов России. Чем это может грозить отрасли?
- Пока такой официальной информации у меня нет, однако если бы так случилось, это был бы международный скандал. Это вопиющий факт, практически промышленная война…
- Все помнят страшную трагедию 5 мая прошлого года, когда при жесткой посадке «Суперджета» погибли десятки людей в Шереметьево…
- В самолёт попал электрический разряд. А сертифицированные самолеты – у них не должно оборудование отказывать при попадании молнии. Все самолеты в мире, включая и наши, способны разряды молний выдержать. Заметим, что расследования по аварии с «Суперджетом» нигде не печатают. Как не печатают расследование катастрофы Ту-154б над Черным морем – оно тоже засекречено. Там ведь была масса нарушений, а самолет ни при чем. Грубейшие нарушения! Поэтому и молчат.
- Что нужно делать российскому авиапрому вместо того, чтобы реанимировать «мертворожденный» SSJ-100?
- Для России на данный момент единственный вариант – восстанавливать то, что уже создано и что удачно летает. А то, что удачно летает, к счастью, имеется, но к несчастью, на этом не дают летать. Например, чудесная машина Ту-334, Ту-204-300. Внешне они с «Суперджетом» одинаковые, непрофессионал не отличит. Но на Ту стоят наши двигатели, практически все оборудование наше. При этом Ту-204-300 ближе к дальнемагистральным. Спокойно ходит, допустим, Москва – Хабаровск. А у «Суперджета» в три раза меньше продолжительность полета. Вместо него, кстати, можно было бы использовать Ил-144. Президент подписал пять постановлению с 2004 года по внедрению этого самолета. Он крайне необходим! Но ни одно постановление не было выполнено. А Ил-144 еще пять лет назад должен был летать. Но заводы простаивают, кадры уходят.
- Он не производится совсем?
- Их производят по нескольку штук в год. И то, абсолютно сырые, с такими нарушениями… двигатель не доработан, винты не доработаны… А надо десятки в год! Долго не выделали финансирование, несмотря на все постановления. Чиновники, которые занимаются авиацией, настроены на то, чтобы купить что-то импортное. Потому светлого будущего в отрасли ждать не стоит. Я знаю кухню только в авиации, но ведь то же самое у нас в танкостроении, ракетостроении…