29 июля в Москве состоялся круглый стол по теме «Пассажирские авиаперевозки в России: как повысить доступность без ущерба надежности», в котором приняли участие представители крупнейших отечественных авиакомпаний, чиновники авиационной отрасли и эксперты.
Участники мероприятия коснулись сразу нескольких тем, актуальных для отечественной авиации, основной из которых стал вопрос появления в стране лоукостеров, столь развитых в западных странах. Почти все собравшиеся сошлись во мнении о необходимости низкобюджетных перевозчиков в России. Так, по словам, президента Фонда развития инфраструктуры гражданской авиации Олега Смирнова, лоукост-перевозки далеко не всегда используются представителями наименее обеспеченных слоев населения – зачастую они становятся выбором людей, желающих сэкономить на перелете, пусть и в ущерб определенной степени комфортабельности.
В настоящее время доля дешевых перевозок на иностранных рынках достигает половины от их общего числа, что приносит авиакомпаниям ощутимую прибыль. Для успешного применения подобной практики в России политика государства в отношении перевозчиков должна претерпеть изменения: законодателям следует отменить запрет на безвозвратные билеты и разрешить компаниям предоставлять ряд услуг, таких как питание и перевоз багажа, за отдельную плату. Также необходимо обязать авиакомпании самостоятельно закупать топливо.
В свою очередь глава союза пассажиров России Кирилл Янков отметил, что расходы отечественных авиакомпаний превышают траты их зарубежных конкурентов и по объективным причинам – таким, как суровый климат, низкая плотность населения, невостребованность перелетов по целому ряду направления и наличие признаков монополизма в отрасли. При этом, по его словам, зачастую в мировой практике нет существенных границ между лоукостерами и обычными перевозчиками.
С ним согласился и заместитель председателя правления одного из крупнейших игроков российского рынка гражданских перевозок – компании «Трансаэро» Дмитрий Столяров, отметивший, что его организация уже несколько лет предоставляет своим клиентам услугу, по своей сути похожую на лоукост, основными пользователями которой являются туристы. Также он перечислил основные факторы, способствующие появлению низкобюджетных перевозчиков на отечественном рынке: дешевые топливо и рабочая сила, а также предоставление права привлекать для работы иностранных пилотов из-за дефицита отечественных кадров. Помимо этого государству следует круглогодично субсидтировать перелеты в отдаленные регионы страны, в том числе на Дальний Восток.
В заключение представитель Минтранса Сергей Сескутов поведал собравшимся о том, что низкая цена билетов никоим образом не скажется на безопасности пассажиров, поскольку состояние самолета в превалирующей степени определяется не его возрастом, а условиями эксплуатации. Также он заверил присутствующих в том, что квалификация российских пилотов намного превосходит уровень подготовленности их иностранных коллег, что является еще одним аргументом в пользу прихода лоукостеров в отечественную авиацию. Таким образом, все участники дискуссии сошлись во мнении о необходимости скорейшего появления на российском рынке лоукост-перевозчиков и договорились всячески поддерживать продвижение всех необходимых для этого законодательных инициатив.