Армавир – город-сад. Уже несколько лет он борется за то, чтобы его стали позиционировать как туристическую территорию. В советские времена муниципалитет считался промышленным: завод испытательных машин, завод резиновых изделий, птицефабрика, бронетанковый ремонтный завод – в общей сложности в городе насчитывалось более 40 промпредприятий.
Сегодня же этот красивый город переживает волну притока гостей: на этот раз не только за счёт деловых контактов и спортивных соревнований, но и благодаря быстро растущему паломническому туризму. Всё больше православных путешественников включают Армавир в маршрут «Золотого кольца Кубани», чтобы поклониться уникальным святыням городских храмов.
Секрет притягательности, похоже, в тонком переплетении истории, чуда и гостеприимства, которое жители воспринимают как часть собственной культурной ДНК. «Для армавирца предложить путнику чашку горячего чая – святое дело, – улыбается администратор посвящённого туризму сайта Екатерина Герасименко. – Теперь, когда к нам едут не промышленники, а паломники, мы делаем всё, чтобы они увозили из города светлое воспоминание и желание вернуться».
Мы пообщались с представителями Армавирской епархии и выяснили, что в городе находится несколько уникальных святынь. О самых популярных из них расскажем нашим читателям.
Икона святителя и чудотворца Спиридона Тримифунтского с частицей мощей
Местные таксисты говорят, что в последние несколько лет всё чаще их стали вызывать для поездок с местного автовокзала в ранее неизвестный им посёлок Заветный, который находится, в общем-то, недалеко – прямо в черте Армавира. Секрет роста популярности маршрута оказался прост: там находится храм святителя и чудотворца Спиридона Тримифунтского.
Храм небольшой, белый, во дворе новая детская площадка, небольшая аллея, полукруглая площадка со скамейками в тени деревьев, достраивающаяся воскресная школа. В школе, кстати, многие кирпичики – именные. На них наносили имена тех, кто пожертвовал на его строительство. Но главное – две реликвии, к которым ежедневно обращены сотни искренних молитв.
«Первая святыня, – рассказывает настоятель протоиерей Андрей Солоп, – икона Спиридона с частицей мощей, доставленной с греческого острова Корфу. Мы провезли её через моря, аэропорты, таможни – и везде чувствовали невидимую поддержку святителя».
Вторая святыня – ещё более редкая: один из башмачков святого. Спиридон Тримифунтский, по преданию, продолжает странствовать и сегодня. В православном мире он почитается как «ходящий» святой: бархатные тапочки, надетые на его ступни, изнашиваются, и несколько раз в год их заменяют новыми. А изношенные тапочки как великую святыню передают верующим. Один из таких «стоптанных» святым башмачков находится в храме поселка Заветного.
Эта символика оказалась особенно близка людям, чьи семьи когда-то пришли на Кубань с дальних окраин Российской империи. Согласно поверьям, финансового благополучия православные должны просить именно у святителя Спиридона. «Мы тоже ходоки, переселенцы, как Спиридон, – улыбается прихожанка Татьяна Камышенцева. – Потому, наверное, он так быстро отзывается на просьбу найти работу, восстановить мир в доме, исцелить от разлуки».
Поселок Заветный находится совсем рядом с городом, туда ходят несколько разных автобусов и маршрутных такси.
Икона святителя Николая с частицей его святых мощей
Если к святителю Спиридону едут, чтобы он благословил на новые начинания и удачный путь, то в Свято-Никольском кафедральном соборе паломника встречают статичная монументальность и тёплый свет настенных росписей. Сейчас их, кстати, обновляют художники из Москвы и Сергиева Посада. В здании храма, в дубовом киоте, установлена ростовая икона святителя Николая Мирликийского Чудотворца.
«Это одно из немногих мест в России, где можно прикоснуться к мощам святителя без многочасовой очереди, – подчёркивает иеромонах Антоний (Малинский), возглавляющий епархиальный отдел по взаимодействию церкви и СМИ. – А ведь Николай Чудотворец – самый «народный» святой: ему молятся и моряки, и школьники, и учёные».

Любопытная деталь: в соборной ризнице хранится несколько сотен фронтовых писем времён Великой Отечественной. Солдаты писали домой: «Побывал на молебне Николаю – рана затянулась», «Перед боем прикладывались к иконе – считаю, она меня прикрыла». Эти пожелтевшие треугольники стали своеобразной хрестоматией народной памяти: каждый год 9 мая их выкладывают под стекло возле иконы и очередь паломников вырастает вдвое.
Сейчас сюда часто приходят матери участников специальной военной операции. Они приносят записки с просьбами сберечь их детей и сохранить от всякого зла. В храме к тому же активно собирают гуманитарные грузы для наших солдат, которые затем отправляют к защитникам страны.
«Млекопитательница»
Всего в десяти минутах езды – Свято-Троицкий храм с редкой иконой Божией Матери «Млекопитательницы». По преданию, образ был написан на Святом Афоне более ста лет назад, а в Армавир попал вместе с греческими переселенцами, пережил две войны, богоборческую эпоху и едва не был утерян в 30-е годы.
«Тринадцать лет назад, – вспоминает одна из прихожанок Юлия Данилова, – снимали иконы для реставрации стен и вдруг обнаружили на внутренней стороне стекла нерукотворное изображение Богородицы. До сих пор специалисты не могут дать научного объяснения».
Тогда же верующие заметили, что доска иконы словно «посвежела»: краски заиграли новыми оттенками, а золочение нимба заблестело так, будто его только что нанесли.
Эти события положили начало «книге благодарностей», которую ведут волонтёры прихода. Уже восемь толстых томов исписаны мелким почерком: «После молебна остановилось кровотечение», «Муж вернулся в семью», «Дочке диагностировали долгожданную беременность». Социологи Южного федерального университета проанализировали 2 000 записей и пришли к выводу: чаще всего люди отмечают не чудесные исцеления, а «обретение душевного мира».
Паломническая инфраструктура
Паломническая инфраструктура Армавира переживает настоящий ренессанс. Появление в городе сразу трёх «точек притяжения» совпало с активным развитием событийного туризма и заметно изменило городской ландшафт. Там, где десять лет назад тянулись однообразные ряды овощных палаток и шумели стихийные рынки, теперь выстроились аккуратные гостиницы, семейные хостелы, атмосферные чайные и крохотные ресторанчики с постным меню для паломников. Рядом открылись гончарная мастерская, где можно расписать собственную кружку, кувшин, чашу или даже лампаду, и несколько лавок с изделиями из керамики.
Активную поддержку паломникам оказывает Армавирская епархия. Несколько раз в год она организует православные ярмарки, которые собирают мастеров со всей России, а также из Молдавии, Грузии и Греции. На прилавках соседствуют иконы редкого письма, издания житий святых, благовонные масла с Афона, травяные сборы из Адыгеи, мёд майский и каштановый, а ещё ткани с традиционным армавирским орнаментом и бусы из крымского сердолика. Для гостей ярмарок предусмотрены бесплатные лекции о церковных монастырях со всей России. Их с радостью читают сами продавцы товаров.
Свою нишу заняли и местные гиды — члены Русского географического общества. По выходным они ведут небольшие группы по «тропе космонавтов», где когда-то тренировались лётчики-испытатели, или же предлагают однодневный выезд к руинам загадочного древнего города Успы.
Многие туристы с радостью посещают работающую на безвозмездной основе выставку «С мыслью о матерях». Она представлена неподалеку от Свято-Никольского кафедрального собора, в одной из библиотек. Центральная детская библиотека имени Зои Космодемьянской представляет большую экспозицию картин. Здесь меценат Савва Дангулов собрал сотни полотен посвящены материнству. Глазу предстают произведения искусства, которые, были созданы руками живописцев: Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа», Рафаэль «Сикстинская Мадонна», Боттичелли «Мадонна с гранатом» и множество других знаменитых мотивов.
Диалог веры и светской культуры
«Человек приходит к святыне со своей болью и надеждой. А уезжает с ощущением, что его личная история вписана в историю церкви и края. Именно тогда город перестаёт быть точкой на карте и становится домом», - считает приехавшая к армавирским святыням из Омска Наталья Гончарова.
Армавир не претендует на славу древнего Суздаля или громкие титулы Черноморского «жемчужного» побережья. Но у него есть нечто особенное: живое дыхание веры, отражённое в письмах фронтовиков, башмачке святого и обновившемся образе Богородицы. Здесь чудеса не выставляют напоказ – их доверяют тишине свечного огарка и улыбке встречного прохожего. Поэтому всякий, кто хотя бы раз почувствовал кубанский ветер, смешанный с благоуханием ладана, непременно найдёт, зачем приехать в Армавир или возвращаться в него снова и снова. Возвращаться, чтобы ещё раз услышать звон колоколов, приложиться к святыням и проверить: а не истёрся ли за год ещё один башмачок Спиридона, который идёт рядом со всеми путниками.

