> Почему так дорого и не комфортно отдыхать на Байкале - Аргументы Недели Иркутск

//Туризм 13+

Почему так дорого и не комфортно отдыхать на Байкале

№  () от 8 августа 2023 [«Аргументы Недели Иркутск», Ольга Брайт ]

Пока креативить инфраструктуру для своих больших и малых нужд туристы-палаточники на Байкале нередко вынуждены своими руками, по старинке.

Руководитель агентства по туризму Иркутской области Евгения Найденова и советник отдела внутреннего въездного туризма Наталья Рамкулова не стали перегружать прямой эфир длинными отчетами, а решили сразу отвечать на вопросы, поступающие в соцсети «ВК». На старте прозвучало лишь, что губернатор Игорь Кобзев поставил задачу по развитию туризма и участию региона абсолютно во всех программах с федеральными мерами поддержки. Последуем примеру чиновниц. Резюмируем основную информацию онлайн-эфира в формате «вопрос-ответ».

Когда уже Листвянку приведут в порядок, хотя бы сделают там современную набережную с удобной прогулочной зоной и местами отдыха? Туда люди приезжают со всего мира, разочаровываются и потом делятся своими отзывами о Байкале. Полагаются на впечатление от Листвянки. Ну правда, аж стыдно за родной край.

— Вашу боль абсолютно разделяем, — ответила Евгения Найденова. — Хочу обратить внимание, что сейчас мы работаем над обустройством Байкальского тракта. Там нужно создать инфраструктуру для отдыха, для остановок, для впечатлений — с теми же фотозонами, санитарными зонами, клумбами… Мы понимаем, что поток в Листвянку сформированный. Это ближайшая к Иркутску точка на Байкале. Хочу напомнить, что по пути, как раз на Байкальском тракте, расположен этнографический музей «Тальцы», и мы сейчас совместно с Туризм. РФ отрабатываем площадку рядом, где планируется рекреационная зона, отличная площадка для различных событий, зоопарк, аквапарк. С таким наполнением, думаю, мы оттянем часть гостей от Листвянки на территорию к Тальцам. При этом Листвянку никто бросать не планирует. Как раз мы отрабатываем создание там и пирсов, и той же набережной. Но это работа небыстрая. Она, возможно, не так заметна, но на самом деле ведется.

Почему не могут отсыпать тропы вдоль КБЖД для развития семейного туризма в таком красивом месте Байкала? Сейчас там можно идти только по шпалам и острым камням, на что согласятся только самые матерые туристы. А хочется, чтобы можно было приехать рано утром в Листвянку с велосипедами, переправиться на пароме и проехать за день по КБЖД, наслаждаясь чудесным видом и тоннелями, построенными нашими предками?

— Абсолютно с вами согласна. Как уже прозвучало, в настоящее время уже ведется работа по проектированию на трактах. Губернатору Иркутской области поставлена задача приведения их в нормативное состояние. Пилотная территория — Байкальский тракт, где сегодня разрабатываем возможности как раз для семейного отдыха, для того, чтобы гости региона по дороге в сторону Листвянки могли останавливаться, отдыхать, наслаждаться красотами Ангары, Байкала, путешествовать на тех же велосипедах. И вот в настоящее время вместе с общественностью, бизнесом проводится большой мозговой штурм, мы разрабатываем маршрут. В дальнейшем будем смотреть и другие места. Сейчас очень важно «отпилотировать», посмотреть, как это сделать правильно, потом будет гораздо проще тиражировать на других территориях.

В контексте. В начале августа «Заповедное Прибайкалье» уведомило: «Волонтеры и сотрудники нацпарка приступили к обустройству нового, официально зарегистрированного туристического маршрута в поселке Порт Байкал. У истока Ангары, прямо над поселком, появились несколько новых информационных стендов, навигационных указателей к объектам осмотра и скамья на живописной обзорной скале. Установкой занималась команда межрегионального волонтерского форума Сбербанка из Иркутска, Якутска, Братска и Читы. Совсем скоро на маршруте будет оборудована пикниковая точка. Она расположится в шаговой доступности от старинного маяка». Как сообщалось ранее, оборудуемый зарегистрированный турмаршрут в Порту Байкал станет 25‑м по счету. Посетителям предлагается побывать у башни байкальского маяка со 120-летней историей, посетить смотровую площадку Белый Камень («камень желаний») и прогуляться по живописной березовой роще и рукотворному кедровому лесу, а также фрагменту ныне неиспользуемого участка пути Кругобайкальской железной дороги.

Кемпинговых зон у Байкала очень мало. А ведь проще обустроить палаточные стоянки, и люди ездить будут, чем строить еще миллион турбаз, где цена будет такая же, как везде. При минимуме удобств.

— В этом году мы с рядом поселений, с заповедным Прибайкальем отрабатывали возможность создания кемпинговых зон. Да, говорить, что палаточники — это плохо, было бы не совсем правильно. Кто-то считает, что палаточный отдых именно для него. Однако необходимо обустраивать площадки, куда будет приезжать турист, оплачивая за стоянку, за вывоз ТБО. Так правильно и достойно. Это уже работает в других странах и не одно десятилетие. Потому и мы приступили к решению этой задачи.

Сейчас рассматриваются места стоянок. Надеюсь, к следующему сезону их станет гораздо больше.

Один из основополагающих моментов для развития туризма — транспортная доступность к рекреационны ресурсам, проработка маршрутов, ремонт автодорог. Потому очень насущный вопрос. Когда будет закончена реконструкция автодороги до Курмы в районе Малого моря? «Раскурочили» все и бросили. Пожалейте туристов и жителей.

— Это полномочия регионального минтранса. Но агентство по туризму готово совместно с профильным министерством проработать эту тему.

В контексте. «Для повышения качества проезда по автодороге Тогот — Курма на участке с 0 по 17 км принято решение выполнить устройство дорожной одежды, — объясняет пресс-служба губернатора. — На этом участке заморожено проведение реконструкции. Подрядная организация выполнит необходимые работы в рамках содержания дороги. Во время осмотра было выявлено место несанкционированного складирования бытовых отходов. Его также очистит подрядная организация, которая занимается содержанием дороги». Также на дороге Баяндай-Еланцы-Хужир на острове Ольхон пообещали увеличить цикличность работы автогрейдера, который выравнивает проезжую часть, ликвидируя гребенку на гравийном покрытии. Пояснение: «Эта дорога песчаная, поэтому после дождей из-за высокой интенсивности движения на ней быстро образуется гребенка».

Еще бы организовали общественные туалеты в наиболее популярных туристических местах.

— Прорабатывается возможность создания санитарных зон. Согласны — необходимо, чтобы туристы нормально себя чувствовали на всем протяжении дороги к местам отдыха.

Возможно ли выделить новый пассажирский водный транспорт на маршрут по Ангаре в Братск?

— Вопрос тоже скорее к министерству транспорта. А что касается круизного туризма, то регион видит в нем большой потенциал. В настоящее время отрабатываем по причальным сооружениям с федеральным центром. Есть информация, что сейчас одна из крупных региональных компаний строит два больших судна, вместимостью до 150 человек. Думаю, что такие и по маршруту до Братска смогут ходить.

В контексте. Из официальных новостей: «Правительству Иркутской области поручено подготовить предложения для программы развития круизного туризма и пассажирского судоходства на Байкале». На федеральном уровне тоже сосредоточились на этой задаче. В Иркутской области в акватории озера Байкал находятся 32 причала. Значительная часть из них не могут принимать большие суда, а некоторые (в той же Листвянке) в аварийном состоянии.

Почему такой дорогой отдых на Байкале? Если ты хочешь проживать в нормальных условиях, где просто чисто и вкусно кормят, надо выложить крупную сумму. А если не готов платить дорого, то на турбазах антисанитария. И куда пожаловаться?

— Можно проинформировать о нарушениях агентство по туризму. Стоит направить обращение в Роспотребнадзор, это прямая их обязанность.

Когда в Иркутской области будет обучение инструкторов-проводников, почему министерство образования не заинтересовано в подготовке таких кадров, которые на сегодня очень востребованы?

— На самом деле у нас проводится обучение, но аттестацию нужно проходить (из ближайших городов) в Новосибирске или в Улан-Удэ. Такая ситуация возникла в связи с изменениями в федеральном законодательстве, которые вступили в силу в 2022 году. Аттестация этой категории специалистов возложена на уполномоченные организации. Их реестр формируется федеральным органом. Иркутская область пытается решить вопрос: как только появится такая возможность, конечно же, аттестация будет проводиться в нашем регионе. Безусловно, мы в этом заинтересованы.

Можем ли мы по программе поддержки рассчитывать на выделение туристического автобуса для экскурсий? Компании приходится нанимать транспорт, и цена экскурсии сильно вырастает.

— Когда существовал Ростуризм (ведомство, курировавшее туристическое направление), предоставлялись гранты на такие цели. Минэконом пока что до автобусов не дошел. Но мы знаем, что в приоритетах автотуризм, и началась разработка проектов в этом направлении с того, что необходимо предоставлять субсидии на предоставление транспорта для комфортного передвижения и безопасности наших туристов. Как только появится конкретная информация, она будет доведена до компаний, организующих экскурсии. Надеемся, что до конца года появится порядок оказания такой меры поддержки.

P.S. После эфира редакция пробежалась по новостям на официальной странице регионального Агентства по туризму. В целом, всё в том же русле. Туристический бренд Иркутской области снова пробуем накреативить. С воодушевлением также отчитались: «3 августа, состоялась стратегическая сессия, нацеленная на подготовку концепции развития гастрономического туризма Иркутской области. Азарт и энтузиазм участников был на высоте! Спасибо всем за отклик и продуктивность в «мозговом штурме».

Деталей, правда, в посте не раскрыли. В регионе заявил себя, например, гастрономический фестиваль «Сытый бабр», в этом году запланированный на 26–27 августа. Есть потенциал? Очень интересно, какие мысли родились на стратегической сессии на счет того, как поднять ресторации и прочий местный общепит на высокий, соответствующий топовому туристическому региону уровень — не только по цене, но и тогда уж по качеству.

Цифры

По предварительным официальным оценкам, турпоток в Приангарье в летний сезон-2023 сохраняется на уровне прошлого года. Отели и базы отдыха загружены приблизительно на 70%. При этом, по отзывам предпринимательского сообщества, плечо бронирования стало короче по сравнению с прошлым годом. «Если в 2019 году, в допандемийный период, Иркутскую область посетило более 1,8 млн туристов, включая 368 тыс. иностранных гостей, то в 2022 году, при резком снижении количества иностранных туристов, в регионе побывало практически такое же число путешественников, но уже в основном из регионов России, — прокомментировала глава областного агентства по туризму Евгения Найденова — И сейчас эта тенденция продолжается. Сегодня Байкал входит в топ мест, которые хотят посетить жители нашей страны». Заметим, что некоторых иностранных граждан, в том числе китайских, с турвизитами в РФ планируют вернуть, возродив безвизовый режим.

Сортирный вопрос

Потерпите, скоро будет!

«Самая унизительная проблема поездок по России — отсутствие нормальных общественных туалетов», — согласны многие отдыхающие. Иркутская область и столица региона тоже что-то пытаются предпринять по сортирному вопросу. Пока до идеала далеко. Потерпите.

Участники солидных дискуссий порой негодуют: дескать мы тут о туризме в глобальном масштабе говорим, а вы опять со своими туалетами. Других вопросов нет? Почему же — есть, и немало. Но туалеты — тоже тема, надо признать, животрепещущая. Если всплыла даже в относительно коротком 30-минутном эфире с главой областного агентства по туризму.

Кстати, о глобальном контексте. Похоже, проблема актуальна не только для Приангарья. Туристы, побывавшие в самых разных российских регионах, часто жалуются и неутешительно констатируют: «Увы, к бедам России можно добавить третью — туалеты». «Когда закончится это наплевательское отношение к людям? Да и сами люди не привыкли к культурному посещению туалетов. Очень стыдно от всего этого!» «По состоянию туалетов судят о цивили зованности нации. Мы, русские, настоящие варвары в этом смысле».

Развернуто выплеснул наболевшее один из участников сообщества в онлайн-журнале «Тинькофф»: «Самая унизительная проблема поездок по России — отсутствие нормальных общественных туалетов. А порой и вообще хоть каких-нибудь. Их недостаточно почти везде: на пляжах в Сочи, в туристических местах на Алтае или Карелии, на набережных крупных городов. Почти любой отдых превращается в квест по поиску WC, в который можно зайти без противогаза. В отдаленных местах страны лучшее, на что можно рассчитывать — деревянная будка с дыркой в полу. На эту проблему жалуются примерно все мои знакомые… Это позорная особенность отечественного туризма. Унизительно в 40+ лет искать укромные кусты или задыхаться в придорожных WC. Воистину, это заслуживает отдельной подпрограммы в стратегии развития туриндустрии в РФ».

Иркутск изыскал-таки средства и порадовал известием: пять дополнительных туалетных модулей установят в городе вдоль маршрута «Зеленая линия», а именно в сквере у драмтеатра, в сквере у памятника Максиму Горькому (пересечение улиц Ленина и Горького), на сквере Кирова, площади Труда перед зданием цирка и в сквере у Дома Художников (пересечение улиц Декабрьских Событий и Карла Маркса). В 2022 году Федеральное агентство по туризму поддержало заявку объединенной команды города и региона на проектирование туристического кода центра города по национальному проекту «Туризм и индустрия гостеприимства». Финансирование поступит из федерального бюджета.

На притягательном для отдыхающих острове Ольхон тоже появляются дополнительные кабинки. Недавно их установили в санитарной зоне в районе мыса Хобой. «Конструкции выполнены из оцинкованной стали, хорошо проветриваются и легко моются, — подчеркнули в новостях. — Процесс установки дополнительных туалетных кабинок и замены старых деревянных — часть плановой работы над инфраструктурой острова в текущем тёплом сезоне. К данному моменту на мысе Хобой уже функционируют 4 дополнительных кабинки, ещё 6 установлены взамен деревянных по точкам на маршрутах «Север острова Ольхон» и «Юг острова Ольхон». Места установки новых кабинок согласованы со специалистами-археологами, чтобы сохранить потенциальные артефакты, историю и культурное наследие, возможно, скрытые от глаз обывателя. Земляные работы на острове — дело непростое, при их проведении учитывается и множество природоохранных норм… Глубинные ёмкости для сбора отходов герметичны, а сами кабинки более просторны, чем их предшественники. Надеемся, что гости Прибайкальского национального парка отнесутся к новым объектам инфраструктуры бережно и срок эксплуатации конструкций будет достаточным, чтобы обеспечить комфортное пребывание максимальному числу посетителей».

Мы бы еще к посетителям Нижней Набережной в Иркутске обратились: «Стыдно гадить в таком красивом месте!»



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте