Совсем немного осталось времени до даты окончания расчётов туроператоров (ТО) с организованными туристами за туры, не состоявшиеся из-за пандемии. Да и за туры, не состоявшиеся из-за авиационных санкций, также было обещано (вице-премьер Чернышенко пообещал президенту Путину) рассчитаться до 31 декабря.
Однако ситуация с долгами не рассасывается – ТО должны организованным туристам за все несостоявшиеся туры (и ковидные, и санкционные) порядка 10 млрд рублей, и отдать этот долг до 31 декабря, когда закончится срок действия постановления правительства об отсрочке за ковидные туры, по мнению турбизнеса, ТО не в состоянии. Турбизнес уже неоднократно обращался к властям с заявлениями, что без поддержки государства (эту поддержку туристическое сообщество толкует по-разному – тут и очередное продление, и льготные кредиты, и другие варианты) закрыть все долги невозможно. Но реакции от государства – как оно будет решать проблему – пока нет. И по санкционным турам правительство, опять же по поручению президента, должно решить вопрос в законодательном поле до 15 декабря, но и тут никакой информации от правительства ещё нет.
К чему мы всё это рассказываем? А к тому, что вообще-то 10 млрд – это приличное количество туристов, и если вы попали в их число и просто сидите и ждёте Нового года и с ним своих денег за туры, то такое сказочное развитие событий, увы, маловероятно. Надеемся, что хоть претензию к ТО вы отправили и почтовую квитанцию сохранили! А с 1 января уже можно обращаться в суд и не забыть потребовать с ТО не только сумму долга, но и проценты за пользование средствами, штраф за неудовлетворение требований потребителя, компенсацию морального вреда и расходы на юриста.
Новый год как дома
Однако, несмотря на значительные долги, нельзя сказать, что туристическая отрасль находится в предобморочном состоянии. Так, АТОР (Ассоциация туроператоров России) отмечает, что продажи туров по России на период новогодних праздников в этом году на 20–30% превосходят объёмы прошлого года и уже превысили показатели рекордного доковидного 2019-го.
Если говорить о предпочтениях организованных туристов по направлениям, то тут почти всё традиционно, хотя и есть исключения. Лидер, как и ранее, – курорты Краснодарского края, и в основном это Большой Сочи – около трети от общего объёма бронирований туров по России. При этом большинство выбравших Сочи для празднования Нового года предпочитают отдых в прибрежной зоне и только около 7% – горнолыжный отдых в горном кластере (Красная Поляна, Роза Хутор и т.п.).
Второе место в предпочтениях организованных туристов делят Санкт-Петербург и Кавказские Минеральные Воды. На каждое из направлений приходится доля около 10% в общем объёме продаж на новогодние праздники. Отмечается, что новогодние цены в этом году в Санкт-Петербурге (как и в Москве, кстати) вернулись (то есть поднялись) на уровень 2019 года.
Далее в рейтинге туроператоров по количеству бронирований следуют горнолыжный отдых на разных курортах, а также Москва и Подмосковье. АТОР отмечает, что доля горных объектов Сочи в горнолыжном сегменте у ТО достигает 70–90%. Остальное занимают Шерегеш, Архыз, Домбай, Приэльбрусье, Абзаково и Банное (два последних – горнолыжные курорты Башкортостана). На этих курортах горнолыжный отдых стоит в среднем на 20% дешевле, чем в Сочи. Новогодние Москва и Подмосковье подорожали в этом году на 15–20%.
Теперь про обещанные исключения на фоне общего роста спроса. Главный пострадавший – полуостров Крым. Чтобы как-то спасти ситуацию, официальный туристический портал Крыма Travel Crimea начал рекламную кампанию «Новый год в Крыму как дома!» и обещает скидки 30–40% у более чем 100 отелей и здравниц полуострова. Справедливости ради скажем, что и в Крыму есть исключения среди исключений. Так, по состоянию на 24 ноября в Mriya Resort & SPA загрузка на Новый год составляет 90%, а отель ещё удивляется – почему так мало?
Если для падения спроса в Крыму есть объективные причины, то проседание бронирований вотчины Деда Мороза – Великого Устюга туроператоры объясняют тем, что «многие туристы перешли на прямое бронирование размещения у местных отелей». Если честно, то так себе объяснение, почему именно там.
Ложечки нашлись, а осадок остался
Ужасно раздражает, что даже профильные туристические СМИ в погоне за кликбейтом игнорируют элементарный фактчекинг. Например, на прошедшей неделе разошлась новость о том, что власти Испании вдогонку к бесплатному проезду на поездах в 2022 г. сделают бесплатными и автобусные перевозки в 2023 году. Цель акции, по мнению отечественных медиа, – снизить выбросы углекислого газа, пересадив население из частных авто на общественный транспорт. И главное – невиданная доселе халява доступна не только местным жителям, но и иностранным туристам!
При ближайшем рассмотрении всё, конечно, оказалось совсем не так. Во-первых, акция призвана помочь гражданам Испании справиться с инфляцией, а борьба с всемирным потеплением – модный довесок, не более. Во-вторых, как было в этом году, например, с теми же пригородными электричками и поездами – чтобы воспользоваться опцией, надо получить абонемент за 10–20 евро, совершить по нему за 4 месяца не менее 16 поездок, и только потом вам в кассе вернут ваш залог. Согласитесь, что как минимум 4 месяца в Испании – это немного не про туризм. Тогда при чём тут обычные, стандартные туристы?
Есть, конечно, по такой же схеме абонемент на некоторые средние и дальние дистанции, но там максимум возможного – скидка 50% при покупке абонемента на 10 поездок. И разумеется, на раскрученных туристических направлениях абонемент не действует. То есть туристы и тут мимо.
А то устроили тут, понимаешь, из практичной Испании «Город солнца» какой-то.
Приглашение к партнёрству – t.me/snn1964