Хамством и поборами встречает персонал туристических баз прибывающих на Байкал
№ () от 24 мая 2022 [«Аргументы Недели Иркутск», Ольга Брайт ]
Сколько нам открытий чудных готовит отдых на берегах Байкала. Хочется верить, что для большинства гостей региона смысл фразы будет положительным. На удивительном озере действительно есть что посмотреть и чем восхититься. Однако периодически (и чаще, чем хотелось бы!) момент встречи с чудом природы омрачают персонажи из тех, кто, казалось бы, призван только еще больше насытить положительными моментами программу для туристов. Когда же к каждому отельеру, гиду, собственнику турбазы, владельцу кафе и «королеве пляжа» придет понимание, что в индустрии гостеприимства «человеческий фактор» — один из определяющих?
Недавний инцидент, после которого, как говорят в народе, «осадочек остался» от местного как бы сервиса. Появилось жуткое желание направить обращения в прокуратуру, налоговую инспекцию, росприроднадзор и администрацию Слюдянского района — пусть попристальнее посмотрят на бизнес, который обосновался в районе «гранатового пляжа», неподалеку от города Байкальска, который, кстати, планируется в ближайшее время превратить в Мекку для туристов. Но, чтобы планы чиновников и резидентов, нынешних и перспективных, увенчались успехом, явно придется научиться не хамить и придумать сто-пятьсот по-настоящему креативных вариантов получить с отдыхающих деньги. А то пока еще встречаются предприниматели с уровнем сознания «из девяностых»: поставить забор и требовать, давить, вымогать плату за доступ к тому, что даровано всем нам Природой.
Гости с Дальнего Востока не на такое, конечно, рассчитывали. На маршруте Иркутск-Хабаровск, ближе к Байкальску, яндекс-карты порекомендовали свернуть к красным пескам. Интересно было посмотреть, тем более, что от трассы недалеко.
«Неасфальтированная дорога привела нас к воротам, — вспоминает свидетельница байкальского негостеприимства Оксана. — Решили, что заглянем ненадолго, так как надо дальше мчать. Припарковали машину в стороне от въезда на базу. Как раз прогуляемся до пляжа, насиделись в пути, разомнемся. Дежуривший у ворот мужчина предложил парковку внутри — за 100 руб., но мы корректно отказались. Он не протестовал и войти разрешил (насколько мы знаем, каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, то есть прогуливаться по берегу даром можно). Мы в этом были уверены. И никто нам, собственно, обратного на входе не сообщил. Никаких объявлений об ограниченном доступе или плате за «пройти, посмотреть». Ничего такого. В общем, мы размеренно выдвинулись к береговой линии, и нас даже большой турбазовский пес приветствовал доброжелательно. Похоже, что за функцию «облаять» в этом месте отвечает кто-то другой. Но об этом чуть позже.
Мы пребывали в чудесном настроении. У самого берега увидели юрты, лодки, баню с возможностью сразу окунуться в озеро. Сделали несколько фото на фоне песка — действительно гранатового оттенка. Подумали на обратном пути даже внести свою «соточку» на развитие места, просто так, ни за что. Расфантазировались, как в следующем году вернёмся сюда компанией. Отсняли вывешенный на стенде прайс, правда, на прошлый сезон. Оттуда и узнали, что услуги оказывает ИП, а место отдыха называется «Лёд и пламя». И то, что случилось дальше, это прямо огонь! Не спорим с логикой бизнесменов, получивших уникальный пляж, как мы поняли, в аренду.
Видимо, сама предпринимательница и встретила нас в тот момент, когда мы повернули назад, к машинам. Ни хлебом-солью, ни вопросом «Как вам у нас?». Не представившаяся женщина в сопровождении такого же анонимного спутника одернула нас: незачем фотографировать деревянную фигуру медведя. А дальше мы, не успевая следить за ее логикой, услышали поток грубых упреков. За всех, кто «тут бесплатно ходит», а они «дороги строят» (не заметили, если честно комфортного асфальта). «Сто рублей — не сто долларов» и так далее и в том же духе.
Желание нести в мир доброе, а бизнесу — деньги, прямо скажем, у нас тут же испарилось. В тональности, которую ранее задала сама дама, мы парировали агрессию — поинтересовались у нее на счет соблюдения законов РФ. Она прокричала нам что-то про видеокамеры на территории, и мы пришли к выводу, что диалога не получится. Сто рублей, кстати, из какого-то смешенного чувства при выходе мужчине у ворот мы все же передали. Чек или какую-либо квитанцию, разумеется, на эту сумму не получили. Сдается нам, что работник базы тоже получил взбучку от взбешенной парочки, а негатив от желающих пройти к пляжу, но не намеревающихся платить, он выслушивает чуть ли не каждый день».
Такая история. Она, кстати, не первая подобная в Слюдянском районе. На протяжении нескольких лет не утихали разборки между отдыхающими и собственниками турбазы (ныне эко-парка) на Теплых озерах у реки Снежной. Сейчас, по этому объекту, как заверили журналиста «АН» представители районной администрации, все расставлено по местам, в рамках правового поля. Были и проверки, и разъяснительная работа, как с бизнесом, так и с его оппонентами. Сейчас бесплатно можно стоять палатками у реки или пройти в направлении горных троп. А за прогулку к озерам и пользование инфраструктурой базы (от мусорных урн до деревянного туалета) придется внести «инфраструктурный платеж», 300 руб. с одного взрослого человека. Страсти вокруг Теплых озер вроде поулеглись.
Теперь вот есть еще один объект, по которому стоит всё разъяснить. Раз люди недоумевают, а арендаторы бушуют. Если и сейчас всё правомерно, ждем корректных обоснований, а не диких воплей. Желательно ярко, понятно, заметно для любого подъезжающего к Гранатовому пляжу. Где можно ходить, где нельзя. С какого края заезжать на пляж. Какого медведя разрешено сфотографировать, а какой снимается за рубли или баксы.
В настоящий момент редакция «АН» готовит официальные журналистские запросы в несколько ведомств. С некоторыми структурами мы предварительно побеседовали в неформальном порядке.
В управлении социально-экономического развития администрации Слюдянского муниципального района рассказали, что у них на территории несколько десятков средств размещения и «отвечать за манеру общения» их персонала и владельцев, учить их тонкостям турбизнеса чиновники, конечно, не обязаны. Что до «Огня и пламени», то с ними у местных властей «особого взаимодействия» давно не прослеживается. В качестве меры воздействия нам посоветовали оставить отзывы о работе базы в справочниках и социальных сетях. Непременно воспользуемся советом.
В ближайшее время также узнаем, что нам прокуратура разъяснит и посоветует, а налоговая служба расскажет по поводу неучтенной налички.
Депутат и вице-спикер Законодательного Собрания Иркутской области (представитель КПРФ, отстаивающая доступ народа к ресурсам), член комитета по собственности и экономической политике Ольга Носенко тоже пообещала вникнуть в вопрос и помочь расставить все точки над «i». Народная избранница, кстати, активно задействована в обсуждениях будущего моногородов Иркутской области. Байкальск — один их таких. После закрытия, из природозащитных соображений, целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК), многие местные жители остались без работы. С развитием туризма Байкальск и Слюдянский район связывают — по крайней мере, на уровне заявления властей всех уровней — большие надежды. Ольга Носенко понимает: сервис, доброжелательное отношение к гостям играет важную роль. Байкал — безусловно, мощная точка притяжения, природный объект мирового интереса. Но какую славу ему сделает человек? Будут ли его рекомендовать или предпочтут более радушно встречающие регионы и страны?..
Что до Гранатового пляжа, то наше субъективное мнение: это живописное место (поделимся несколькими фото, мы не жадные) достойно более приветливых арендаторов. Туристы бывают разные, иногда не самые щедрые и приятные, но надо уметь держать лицо и попридержать язык…
P.S. Напористость «королевы гранатового пляжа» рождает мысли о возможной высокопоставленной «крыше» ее бизнеса. Надеемся, ошибаемся и это просто особенности конкретной личности.