> Кому чартер на Байкал? - Аргументы Недели Иркутск

//Туризм 13+

Кому чартер на Байкал?

№  () от 14 июля 2020 [«Аргументы Недели Иркутск», Марина Денисова ]

Руководитель Ростуризма Зарина Догузова провела в Бурятии рабочие выходные накануне прибытия первого в истории региона ч

Появились чартерные авиаперелеты из Москвы в Бурятию, к побережью Байкала. Этот новый для республики турпродукт запустила при поддержке Ростуризма и регионального правительства туркомпания «TUI Россия». Проверить инфраструктуру перед началом старта программы прилетала лично глава Ростуризма Зарина Догузова. Почему московский туроператор не выбрал раскрученный иркутский берег и как эту новость восприняли иркутские туроператоры?

13 июля в Улан-Удэ приземлился уже второй чартерный борт с туристами из Москвы. Этот отдых туроператор преподносит как некую «турецкую историю» — по крайней мере именно такими словами описывает проект директор компании «TUI Россия» Тарас Демура. На сайте компании в анонсе тура гостям предлагается посетить «волшебную Бурятию», стоимость — от 40 тыс. руб. на человека. Включены авиаперелет, проживание в отеле 3 звезды в Улан-Удэ, размещение на Байкале в трёхзвёздочном отеле с завтраком, обедом и ужином, транспортное обслуживание по программе, обзорная экскурсия по Улан-Удэ, экскурсия по восточному побережью, трансфер между аэропортом и отелями.

В преддверии первого рейса чартера Тарас Демура объяснил: такие цены стали возможными благодаря тому, что Республика Бурятия вошла в список четырех регионов, которые получат господдержку для привлечения российских туристов. По данным опросов 2018 года, россияне, отвечая, где бы они хотели побывать из северных регионов страны, называли Камчатку, Архангельскую и Мурманскую область, а также Байкал. Путевки на первый чартер были распроданы за две недели до старта программы. Она пока что рассчитана до конца этого курортного сезона. Рейсы будет осуществлять «Аэробус 320» вместимостью 160 пассажиров «Уральских авиалиний». До конца сезона туроператор планирует привезти на Байкал около 3 тыс. туристов, а при условии запуска еще одного чартерного рейса — 6 тыс. При этом туристам предлагаются и пакетные туры с регулярными перевозками, так что добраться до Бурятии можно будет лоукостерами. А это для оператора и республики еще плюс несколько тысяч визитеров.

Хлеб, соль и хадаки

Встречала первый рейс Бурятия хлебом-солью. Участие в церемонии принимала лично министр туризма республики Мария Бадмацыренова, а глава Бурятии еще до прилета рейса комментировал, что туристов в республике не ожидает никаких особых ограничений из-за COVID-19, но температуру измерят. Заявили, что туристов, если они, не дай Бог, заболеют коронавирусом, готовы вылечить. Койкомест, мол, достаточно, и в целом условия созданы.

Понять республиканских чиновников можно: туристам регион по-настоящему рад, ведь это позволит поддержать на плаву отрасль, просевшую в пандемию. С февраля отрасль терпит убытки, и на год прогнозы неутешительные. Многие из гостиниц работали в качестве обсерваторов, но турбазы были закрыты, гостевым домам разрешили открыться только в июле.

«С «TUI» мы работаем уже больше двух лет и в прошлом году подписали соглашение, — рассказала Мария Бадмацыренова. — Нынешняя ситуация с закрытыми границами увеличила путешествия россиян по своей стране. Конечно, мы благодарны Ростуризму. Бурятию оценили за предыдущую работу, и на самом деле республика имеет потрясающий турпродукт. Понятно, что есть вопросы с инфраструктурой и сервисом, но если будет спрос, то будет вскоре и предложение. Качество будет улучшатся с каждым разом».

К турсектору Бурятии действительно есть вопросы. Зарина Догузова, посетив ключевые точки планируемого для московских туристов маршрута, на пресс-конференции задумчиво констатировала: по-прежнему большая проблема — качество сервиса и инфраструктура». «Это сегодня наша ключевая задача — развитие инфраструктуры, в том числе туристской, в том числе строительство отелей. Для этого нужно будет плотно работать с инвесторами, в том числе зарубежными. Я уверена, что Бурятия будет интересна федеральным туроператорам, сегодня основное ограничение — это емкость инфраструктуры, которая не позволяет принимать неограниченное количество туристов. Мы будем заниматься этим параллельно: формировать спрос и параллельно работать над улучшением качества инфраструктуры, развитием сети дорог и так далее», — пообещала глава Ростуризма.

Деньги и экология

К формированию спроса как будто уже приступили. Мероприятия для отдыхающих распределены по двум побережьям Байкала: южному — «Энхалук — Сухая» и восточному — «Гремячинск — Горячинск». Предлагается посетить Иволгинский дацан, буддийский центр «Ринпоче Багша», этнокомплекс «Степной кочевник», побывать в гостях у староверов или в шаманском центре «Тэнгэри», посетить Центр Восточной медицины. Дополнительно предусмотрена возможность побывать на Ольхоне, Ушканьих островах, в Чивыркуйском заливе или поклониться лику богини Янжимы в Баргузинской долине. Всего для туристов туроператор «TUI Россия» совместно с министерством туризма Бурятии разработал 12 оригинальных туров в разных ценовых категориях.

Первые туристы, кажется, улетели из Бурятии без значительных проблем или жалоб. Делятся восторгами в соцсетях и с журналистами.

Наполнение — оно, конечно, важно. Но значимый плюс чартерных путешествий — цена. Звучат заявления, что наконец появилась возможность за небольшие деньги увидеть Байкал. Да, мало гостиниц 4 и 5 звезд, но, соответственно, уравновешена и стоимость. До чартера недельный тур на Байкал из Москвы стоил 90-100 тысяч с перелётом. За эти деньги не каждый москвич соберется на далекий Байкал, учитывая (в «докоронавирусную эпоху») наличие под боком раскрученной Турции и доступной Европы.

«Сегодня порядка 30-40 тысяч — это обслуживание, плюс 15 тысяч стоимость чартера. То есть цена снижена в 2 раза. Это повышает спрос и устанавливает стабильность турпотока, что очень важно для потенциальных инвесторов», — отметили представители «TUI Россия».

Однако демпинг при неготовой в целом инфраструктуре может выйти боком для экологии региона.

Руководитель группы проектов «Сфера Байкала» (www.baikal.team), организатор путешествий и экспедиций, иркутянин Анатолий Казакевич считает, что для Бурятии и Байкала в целом хорошо, что появляются такие чартеры.

«Ревности по поводу того, что выбрали для этой программы не Иркутск, у меня лично никакой нет, мы работаем по всему байкальскому региону, — говорит он. — Но, на мой взгляд, инфраструктура на Байкале не готова под массовый чартерный туризм. С учетом пандемии сейчас время проводить туры для малых групп, для семей, семей с детьми — это минимизирует риски заражения, коронавирус все равно распространяется. Небольшие индивидуальные группы — это самый оптимальный вариант отдыха на Байкале, не должно быть сто человек туристов, прочувствовать Байкал можно только в небольшой компании. Сегодня большей поддержкой для туристской отрасли на Байкале была бы хорошая мощная информационная кампания от Ростуризма о Байкале. Рассказы о достопримечательностях, красивые фото и видео, это подстегнуло бы спрос, люди бы поехали дополнительно, это лучше, чем чартер и демпинг по ценам. На Байкале акцент должен быть на премиальном туризме, а не массовом дешевом отдыхе. Для местных жителей, конечно, должен быть выбор на разный кошелек, но приоритет для отрасли надо делать на то, кто приезжает, на премиальный экотуризм со средним чеком 100-300 тыс. руб. в неделю. Каждый турист несет рекреационную нагрузку на Байкал, и эта нагрузка имеет границы. Идеальная картина глазами путешественника выглядит так: приехал турист на Байкал, его здесь ждет нетронутая природа и комфортные условия, небольшие хорошие отели. Мы опросили 20 тысяч путешественников «Туроператора «Байкалов», как они хотели бы отдохнуть и получили именно такой ответ: небольшой отель и комфорт».

Небольших комфортных отелей сегодня на Байкале почти нет, отмечает Казакевич. Да, есть хорошие отели в Листвянке, но там сам поселок и разваливающаяся набережная просто сводят все впечатление на нет.

«Если говорить об Ольхоне, — продолжает перечислять туроператор, — то там сам Хужир в таком состоянии сегодня, что показывать его — это просто позориться перед туристами. Такие отели ведь и не строятся сегодня, и причина этого в законодательстве. Как инвестору чувствовать себя уверенно и вкладываться в проект, если все в сомнительных схемах? Строить сегодня на Байкале практически нельзя. Если говорить о Бурятии, то да, есть турзона «Байкальская гавань», но под нее нужны очень дорогие проекты. Построить небольшой отель — это 30-50 млн руб., в ОЭЗ проекты нужны гораздо дороже, плюс сложности с оформлением, экспертизами и так далее. Да и что там делать? Там удобное местоположение, недалеко от Улан-Удэ, но совершенно нет сегодня объектов притяжения, государство сегодня должно вкладывать большие средства в создание арт-объектов, разных активностей, тот же дайвинг и так далее. Чтобы эта территория стала привлекательной для туристов, нужно вкладывать в нее деньги. Чтобы отель и турбизнес хорошо себя чувствовали, у него загрузка должна приближаться к отметке 55% в году, сегодня же при существующей туристcкой инфраструктуре она составляет только около 15%, фактически в 2 летних месяца только ситуация сегодня нормальная, а есть еще все остальное время года».

Иркутск, без обид?

Еще один представитель байкальской туротрасли, гид Татьяна Постникова на днях вернулась из ознакомительной поездки по Бурятии. Взгляд на ситуацию, подчеркивает она, объективный.

«С нашей иркутской стороны эта чартерная программа выглядит как большой успех Бурятии в плане развития организованного туризма, — говорит Татьяна. — По крайней мере гидовское сообщество было удивлено расторопностью бурятских властей, потому что там явно нужно было проделать большую организационную работу. В текущей ситуации это крутой шаг вперед и большой плюс в дальнейшем. Можно сказать, что Республика Бурятия опять впереди — когда начинались проекты особых экономических зон туристско-рекреационного типа, они были одновременно созданы и в Бурятии, и у нас в Иркутской области. И Бурятия достигла гораздо большего по части привлечения средств и создания инфраструктуры».

По мнению гида, будущее у чартерного проекта, безусловно, есть. «Средняя цена этого пакетного тура на Байкал очень конкурентная, я знаю, какие цены на рынке. Я думаю, люди сами это поймут, если попробуют полететь не чартером, а поехать индивидуально, забронировать здесь гостиницу, гида, программу. Мне бы очень хотелось, чтобы иркутская сторона посмотрела на этот опыт и тоже что-то сделала. Недавно у нас была глава Ростуризма, как раз по пути из Бурятии, и общий ее вывод был такой, что инфраструктура на Байкале недостаточно развита в целом. Хороших отелей мало, вообще всего мало, и если сюда устремится большой и постоянный турпоток, инфраструктурных ресурсов не хватит и уже не хватает — мы видели это уже по прошлым годам, когда к нам шел большой поток иностранцев. Это реальность. Другое дело, что туризм у нас развивается в основном за счет частного бизнеса, по крайней мере в Иркутской области сегодня нет реализованных примеров того, как государство целенаправленно вкладывается в инфраструктуру. Я не знаю ни одного туристического объекта, построенного за федеральные или региональные бюджетные деньги, все делается за счет частных инвестиций».

Объективно, считает Татьяна, нужно было бы организовать чартер туда и сюда, объединить оба региона. «Мне не обидно, что это сделали в Бурятии, — говорит Татьяна. — Это очень хороший показательный пример для властей Иркутской области, пусть они посмотрят, что другая сторона шевелится, и тоже начнут что-то делать. Потому что у местного бизнеса есть большие вопросы к региональной политике в области туризма, хотелось бы, чтобы она была более прицельная и заинтересованная в развитии отрасли. Байкал, восточный и западный берега, очень разный, и по-хорошему его надо показывать одновременно, тем более что с точки зрения логистики это можно сделать. Можно в Танхое сесть в ракету, в тот период, который она ходит, перебраться в Листвянку и продолжить путешествие по западной стороне».

Да, говорит она, расстояния большие, но Россия и в целом большая страна. Можно продумать логистику, можно, при желании, летать самолетами из Иркутска в Улан-Удэ и обратно. И в целом эта «турецкая история» на Байкале должна развиваться все же в связке между соседями, а не в конкуренции. Одеяло — то бишь Байкал, он один у всех, так что нет смысла перетягивать его из стороны в сторону.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте