Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Тема номера № 10(352) от 14.03.2013

Чиновник должен «посидеть в окопах»

, 17:00

Валентина Ивановна МАТВИЕНКО не нуждается в представлении. Признанная самой влиятельной женщиной России, она занимала высокие посты во властных структурах страны: зампред правительства РФ, губернатор Санкт-Петербурга, председатель Совета Федерации РФ, член Госсовета и Совета безопасности. Ни одна женщина в истории России, за исключением разве что русских цариц, не достигала таких высот в политике. Неудивительно, что именно она оказалась в составе делегации, вылетевшей в Венесуэлу на прощание с другом России Уго Чавесом. Несмотря на жёсткий график и отчаянную нехватку времени, Валентина Ивановна перед отлётом побеседовала с главным редактором «АН» Андреем Углановым и ответила на его вопросы.

Деньги госфондов используются слабо

– Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект, предусматривающий создание специализированного финансового агентства в форме открытого акционерного общества – Росфинагентство. Известие об этом вызвало настоящую бурю среди наших читателей. Люди возражают против ползучей приватизации национального благосостояния, активно подписывают петиции против. Как в Совете Федерации относятся к такой законодательной деятельности Государственной Думы? Поддерживаете ли вы это решение?

– Закон Государственной Думой ещё не принят, следовательно, говорить о позиции Совета Федерации преждевременно. Саму инициативу создания агентства по управлению средствами Резервного фонда, Фонда национального благосостояния, государственным долгом считаю рациональной. Сейчас в этих фондах сосредоточены огромные финансовые средства. Нельзя сказать, что они лежат втуне, но то, что задействованы в экономике слабо, – неоспоримый факт. Между тем в мире существует успешная практика вкладывания средств таких фондов в высокодоходные финансовые инструменты, масштабные инвестиционные проекты.

Законопроект предусматривает создание для управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния специализированного органа – агентства. Очень важно, чтобы деятельность агентства была прозрачной для общества и полностью подконтрольной государству. В противном случае велик риск коррупции, не отвечающего интересам государства или неэффективного использования финансовых ресурсов, передаваемых агентству. А это уже на первом этапе порядка 5 триллионов рублей.

Исходя из этого полагаю, что организационно-правовая форма агентства, правила управления средствами – вопросы, которые требуют самой тщательной проработки. Образование агентства в форме открытого акционерного общества – лишь один из рассматриваемых вариантов. У него есть уязвимые места. Скорее всего, агентству будет придан специальный правовой статус, что потребует принятия соответствующего закона.

– Недавно в Казани вы высказались за возобновление процесса укрупнения регионов, поскольку 83 субъекта Российской Федерации – «это очень много». И вопрос упирается только в то, что «некоторые хотят быть царьками, губернаторами, председателями законодательного собрания отдельного субъекта РФ». Один из авторов такой стратегии –  директор Института этнологии и антропологии РАН В. Тишков заявил, что в первую очередь нужно «объединить небольшие области, которые сегодня в плохом состоянии». В их числе он назвал, к примеру, Липецкую, Пензенскую, Ивановскую области.

Не перегибают ли эксперты палку? К примеру, Липецкая область всегда была лидером среди российских регионов. И её объединение с соседней Воронежской или Тамбовской областью вызовет непонимание не только руководства регионов, но и простых граждан. Не создаём ли социальной напряжённости на пустом месте?

– Реальность такова, что очень большое количество субъектов Российской Федерации не в состоянии выполнять закреплённые за ними полномочия, обеспечивать бюджетную сбалансированность, решать вопросы своего экономического и социального развития без трансфертов из федерального бюджета, заимствований на долговом рынке. В 1996 году Россия состояла из 89 субъектов Федерации, из них 59, то есть две трети регионов, имели положительный баланс во взаимоотношениях с федеральным бюджетом. Сегодня положительный баланс во взаимоотношениях с федеральным бюджетом имеют менее половины субъектов РФ. Если в 2008 году их суммарный долг составлял 456 миллиардов рублей, то в 2012 году – 1,2 триллиона рублей.

Встаёт вопрос: правомерно ли сохранение и далее статуса субъекта Российской Федерации за регионами, чьи перспективы превращения в самодостаточные территории туманны, неопределённы? Что надо сделать, чтобы уровень жизни людей здесь не отставал в разы от среднероссийских показателей?

Укрупнение регионов путём их объединения – один из способов решения этой проблемы. Понятно, что здесь надо всё тщательно взвешивать, вырабатывать методики, технологии объединения, с тем чтобы возникающий новый регион обладал должным потенциалом экономического и социального развития.

Другой аспект проблемы укрупнения. Согласно российскому законодательству, окончательное слово в решении вопроса, объединяться или не объединяться тем или иным регионам, принадлежит их жителям. Без согласия граждан, выявленного посредством проведения референдума, объединение невозможно.

Таким образом, всплеска социальной напряжённости вряд ли стоит опасаться. Но то, что федеральные и региональные власти обязаны представить жителям регионов ясные, понятные, убедительные доводы в пользу объединения, – несомненно. Как подчеркнул в одном из недавних выступлений президент России В.В. Путин, «люди сами должны прийти к выводу о том, что да, целесообразнее, исходя из необходимости более эффективного решения социально-экономических проблем, объединяться в более крупные субъекты».

Полномочий хватает

– Во многих странах мира парламент имеет право на проведение парламентского расследования. Есть такое право и у российского парламента. Однако порой кажется, что в нашей стране этот «жанр» деятельности парламента чрезвычайно выхолощен, сведён на нет. Как вы относитесь к парламентским расследованиям?

– Парламентское расследование – это форма контрольной деятельности Совета Федерации, Государственной Думы, которая не заменяет и не подменяет уголовного расследования. Согласно закону «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации», основанием для его проведения являются ставшие известными членам Совета Федерации или депутатам Государственной Думы события, связанные с фактами и обстоятельствами грубого или массового нарушения прав и свобод человека, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

Согласитесь, что такое в нашей стране случается, к счастью, редко, поэтому парламентские расследования – явление не частое. Вместе с тем, когда необходимость в них возникает, они проводятся. В этом ряду расследование трагических событий в Беслане в сентябре 2004 года, аварии на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году. На одном из недавних заседаний Совет Федерации принял постановление, предусматривающее усиление парламентского контроля за соблюдением прав усыновлённых российских детей.

Будем и далее использовать этот инструмент, совершенствовать наше взаимодействие, сотрудничество в этом направлении с органами прокуратуры, другими правоохранительными структурами.

– Наша газета очень часто публикует на своих страницах острые материалы, касающиеся судьбы страны, её будущего. Но, к сожалению, чаще всего от различных органов власти нет никакой обратной реакции – всё уходит в песок. Может, нужно наделить Совет Федерации какими-то дополнительными полномочиями, чтобы сенаторы могли активнее инициировать запросы по громким делам в ту же Генпрокуратуру?

– Не думаю, что это необходимо. И Совет Федерации, и Государственная Дума располагают достаточно весомыми контрольными полномочиями, которые позволяют нам эффективно расследовать чрезвычайные события и резонансные для общества и государства дела. Наша практика в этой сфере полностью соответствует мировой парламентской практике.

Действенной формой контроля Совета Федерации за деятельностью исполнительной власти, правоохранительных органов является «правительственный час». По итогам «правительственных часов» принимаются постановления палаты, которые содержат соответствующие рекомендации органам государственной власти. Важно отметить, что с июня 2012 года в практику работы Совета Федерации внедрены механизмы контроля за выполнением постановлений, принимаемых по итогам «правительственного часа». Контроль обычно возлагается на профильные комитеты палаты.

По актуальным вопросам Совет Федерации принимает также обращения к органам государственной власти. Так, в прошлом году мы обратились к министру труда и социальной защиты Российской Федерации М.А. Топилину в связи с фактами выплат футболистам «Зенита» пособий, которые составили 50% средств из регионального фонда социального страхования.

Беспрецедентная зачистка коррупционеров

– Сейчас в стране много говорят о борьбе с коррупцией. Обсуждается ли эта проблема в Совете Федерации? Какие меры по искоренению этой заразы предлагают сенаторы?

– В Послании Федеральному Собранию Президента России чётко сформулированы первоочередные задачи борьбы с коррупцией. Это выведение отечественной экономики из «дымовой завесы» офшоров, совершенствование правовой базы борьбы с коррупцией, очищение власти от должностных лиц, чиновников, скомпрометировавших себя как прямым нарушением закона, так и неблаговидными поступками, нарушением этического кодекса государственного служащего.

Вы видите, что власть последовательно и настойчиво работает по каждому из этих направлений. Принятые недавно законы, последние законодательные инициативы главы Российского государства убеждают в этом. Таких мер, по-моему, не было вообще в истории нашей страны: ни во времена Российской империи, ни в советский период. Теперь никто не может сказать, что борьба с коррупцией идёт преимущественно на низовом уровне власти и в бытовой сфере, тогда как высокопоставленных чиновников она не затрагивает. Вот почему эти усилия находят мощный положительный отклик в обществе.

Вместе с тем хочу сразу же подчеркнуть, что принимаемые меры не следует рассматривать как такие, за которыми последует вал разоблачений, судебных процессов, громких отставок и т.п. Презумпцию невиновности никто в нашей стране не отменял. Законопроекты ещё раз напоминают о том, что государственная служба сопряжена с определёнными ограничениями, и те, кто намерен прийти на неё, обязаны в полной мере сознавать это.

Проблема коррупции – постоянно в поле зрения сенаторов. Создана и действует комиссия Совета законодателей Российской Федерации по вопросам законодательного обеспечения национальной безопасности и противодействию коррупции. Проводится антикоррупционная экспертиза поступающих законопроектов. Ведётся серьёзная аналитическая работа по изучению нормативных правовых актов субъектов Федерации в этой сфере.

Сегодня мы вплотную занимаемся проверкой достоверности сведений о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых членами Совета Федерации, а также соблюдения ими ограничений и запретов, установленных федеральными законами.

Среди задач на будущее – совершенствование российского законодательства, направленное на пресечение фактов провокации дачи взятки, усиление ответственности за дачу и получение всех форм вознаграждения и благодарности.

Детские проблемы

– Сколько в России беспризорников, точно понять невозможно. Цифры плавают от одного до трёх миллионов. В любом случае это очень много. Не секрет, что такие дети часто становятся объектами насилия и одновременно являются питательной средой для криминала. Что необходимо сделать обществу для искоренения этой проблемы?

– Беспризорность – одно из последствий социальной нестабильности, бедности, семейных конфликтов. Дети оказываются «выброшенными на улицу» по разным причинам.

Сегодня количество беспризорников по сравнению с 1990‑ми годами значительно сократилось. Тогда их количество было сопоставимо с числом беспризорных после Гражданской и Великой Отечественной войн. Но проблема всё ещё существует.

Первые шаги для её решения мы уже сделали. Создан институт детских омбудсменов. Принята Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы. Правительство России утвердило план действий в этой сфере.

Национальная стратегия не просто предусматривает шаги, направленные на сокращение количества детей-сирот в России, это один из важнейших её разделов. Он обрёл новое качество с принятием Указа президента РФ от 28 декабря 2012 года, предусматривающего комплекс мер по усилению защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таких детей у нас в стране всё ещё много, и долг государства, общества – сделать всё, чтобы они не чувствовали себя детьми второго сорта, имели все возможности входить в большую жизнь на равных с другими детьми. Указ президента России именно об этом.

Коснусь темы, которая сейчас в центре внимания нашего общества, – темы усыновления. Ни в коей мере не хочу обижать сотрудников детских домов, они выполняют не просто необходимую, но и высокогуманную, благородную работу. Но, конечно же, для ребёнка-сироты лучше всего, чтобы он обрёл себе хорошую, добрую, крепкую семью.

Конечно, желательно, чтобы российских детей усыновляли в российские семьи. Это требует формирования в российском обществе психологического настроя, нравственной атмосферы, которые бы побуждали людей брать детей-сирот в свою семью. Считаю это главным. Если нет душевной потребности, от усыновления лучше воздержаться. По-моему, такой позитивный духовный, моральный поворот в российском обществе начинается.

Следует также снижать, устранять избыточные административные барьеры в процедуре усыновления. Работа по подготовке соответствующих законопроектов, нормативных правовых актов идёт. Вместе с тем облегчение процедуры усыновления не должно идти в ущерб интересам ребёнка. В связи с этим я придаю большое значение законопроекту «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Он сейчас на рассмотрении в Государственной Думе. Его принятие откроет гражданам возможность отслеживать положение дел в этой сфере, включая работу органов опеки, попечительства.

Сегодня нам не обойтись без помощи общественных организаций, волонтёров и просто неравнодушных людей. Думаю, что совместными усилиями мы совершим прорыв в этом направлении.

– Каждый год в России бесследно пропадают тысячи детей. Уже более 20 лет все говорят о том, что необходимо создать Единую всероссийскую базу и службу по их поиску – но её нет до сих пор. Может, обществу пора начать поменьше думать о глобальных проблемах и обратить наконец внимание на маленьких детей?

– Именно этим государство, общество и занимаются. Хотя и с некоторым запозданием, необходимые механизмы выстраиваются, есть результаты. По данным Министерства внутренних дел Российской Федерации, в 2011 году в России было объявлено в розыск 64,5 тысячи человек, из которых более 21 тысячи – несовершеннолетние. В 90% случаев местонахождение детей удаётся установить. По каждому отдельному случаю пропажи ребёнка принимаются экстренные меры реагирования. Кроме того, в некоторых территориальных органах МВД России созданы базы данных по розыску пропавших несовершеннолетних.

Национальная стратегия действий в интересах детей предусматривает создание некоммерческого партнёрства «Российский национальный мониторинговый центр помощи пропавшим и пострадавшим детям». Его цель – объединение усилий государства и гражданского общества в работе по поиску пропавших детей. Будет усилено внимание профилактике и пресечению преступлений насильственного и сексуального характера, в том числе совершённых с использованием Интернета, а также повышению эффективности деятельности следственных органов при расследовании преступных посягательств в отношении детей.

В конце минувшего года в Общественной палате Российской Федерации состоялись слушания на тему: «Защита и помощь детям – жертвам преступлений». Участникам был представлен прототип центра, созданный на базе специального проекта по защите детей от похищений и противоправной эксплуатации «Не допусти». Проект предусматривает создание и ведение единой базы данных по пропавшим детям, осуществление оперативного распространения через СМИ информации о факте пропажи ребёнка.

Большую помощь в поиске пропавших детей оказывают добровольческие, волонтёрские организации. Сегодня ассоциация «Поиск пропавших детей»объединяет 39 волонтёрских организаций. Они активно сотрудничают с органами МВД России, в том числе с Главным управлением уголовного розыска МВД России. Они распространяют информацию о пропавших детях в Интернете и СМИ.

Поисковые волонтёрские отряды оказывают посильную помощь в поиске пропавших детей не только в России, но и за рубежом.

– Вы возглавляете Координационный совет при президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы. Какие первоочередные проблемы стоят перед этим советом? Какие чёткие, конкретные, реальные шаги будут сделаны им в ближайшее время?

– Прежде всего Координационный совет – это совещательный и консультативный орган, который призван обеспечивать взаимодействие различных министерств, ведомств, организаций по решению поставленных Национальной стратегией задач. Его первое заседание состоялось в ноябре прошлого года. Следующее запланировано на апрель текущего года.

Хочу отметить, что членами Совета являются самые компетентные люди нашей страны. Из их числа в Координационном совете образованы и действуют шесть рабочих групп по основным направлениям Национальной стратегии. Уже определены порядок и основные направления их работы на полугодие.

В ближайшее время планируем рассмотреть проекты концепции государственной семейной политики и федеральной целевой программы «Семейные парки России».

Одна из главнейших и первоочередных задач Координационного совета – разработка стандартов качества жизни детей. Необходим тщательный анализ всей законодательной базы, касающейся семейной и «детской» политики. Намечена презентация интернет-портала «Мониторинг Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы».

Совет намерен рассмотреть пакет предложений по дополнительному образованию, отдыху, оздоровлению детей, а также по разработке и внедрению типовой модели медико-социального сопровождения несовершеннолетних в регионах. Будет обсуждаться вопрос о внедрении программ психологического обследования кандидатов в усыновители. Кроме того, на повестке дня вопрос о необходимости оказания эффективной государственной поддержки общественным организациям, действующим в интересах детей и семей с детьми.

Судебная столица

– Валентина Ивановна, не могу не спросить вас о вашем любимом Санкт-Петербурге. Как вам идея о концентрации там всех судебных инстанций, объединение их в один Верховный суд?

– Что касается объединения судов, то с этим горячиться, на мой взгляд, не надо. Я считаю, что необходимо всё очень внимательно взвесить. Эта идея витает в воздухе, но она сырая, её не все разделяют. У нас есть Конституция, менять которую мы пока не планируем. Поэтому вопрос требует очень серьёзного изучения. В первую очередь в судейском, юридическом сообществе.

Что же касается перевода существующих судов – Верховного и Арбитражного в Петербург, то переводом туда Конституционного суда мы положили начало хорошей децентрализации власти в федеративном государстве, которым является Россия. Причём это не наше ноу-хау – это международная практика. Такой опыт существует в целом ряде стран, и он себя оправдал – сегодня об этом можно говорить уверенно. Так считают и судьи Конституционного суда, которые вначале эту идею восприняли в штыки. Поэтому дальнейший последовательный перевод Арбитражного и Верховного судов позволит сконцентрировать судебную власть в одном из субъектов Федерации – Санкт-Петербурге. Это логично, поскольку суды, можно сказать, вернутся на свою родину. Для Петербурга это обретение нового, федерального статуса – статуса полноценной судебной столицы России.

Другое дело, что часть населения сомневается в целесообразности такого решения. Идут дискуссии – это нормально. Надо говорить с городом, надо объяснять, показывать жителям, в чём плюсы сосредоточения высших судов страны в Санкт-Петербурге. В городе есть прочная научная база, хорошие юридические факультеты, высокопрофессиональное экспертное сообщество. Вывести суды из Москвы и тем самым убрать их подальше от других властных структур, дать большую степень свободы от чиновничества – правильное решение. Будучи губернатором, я всегда выступала за такой шаг. Но я против простого, механического перевода в Петербург министерств, чиновников.

– Последний вопрос. Как вы оцениваете работу правительства? Сегодня только ленивый не говорит о росте цен ЖКХ, о разных начинаниях, которые часто не доводятся до конца. В молодом правительстве много управленцев, но мало людей, которые профессионально разбираются в проблемах порученных им отраслей.

– Молодость – не порок. На мой взгляд, у правительства много интересных идей, хороших программ, немало молодых людей, которые современно мыслят. Это важно. А вот фигур, обладающих опытом, навыками реализации всего намеченного, пока меньше. Конечно, когда человек посидел в «окопах», поработал начальником цеха, директором завода или губернатором региона, обрёл знание реальной жизни – это очень полезно и нужно. Вместе с тем, на мой взгляд, опыт накапливается, правительство входит в нормальную рабочую колею, набирает обороты. Не надо забывать, что оно работает менее года. Слишком мало прошло времени, чтобы категорически судить о его деятельности. Надо дать правительству реализовать то, что задумано, а потом уже оценивать работу.

Государство и церковь – просто партнёры

- В последнее время к РПЦ приковано пристальное внимание. Часто можно читать и слышать мнение о том, что церковь слишком сильно вмешивается в дела государства. Так ли это, на ваш взгляд?

– Категорически не согласна с этим. Русская православная церковь не вмешивается в дела государства. Да, цели, идеалы Российского государства, российского общества и цели Русской православной церкви в духовной области, сфере воспитания, просвещения близки. Да, в их решении власть и церковь часто взаимодействуют, выстраивают партнёрские отношения. Например, по таким вопросам, как укрепление нравственного и физического здоровья народа, сохранения культурного наследия.

Но это вовсе не сращивание Российского государства и РПЦ. Церковь не вмешивается в дела государственного управления, а государство не вмешивается в дела церкви. Речь идёт о нормальном, позитивном процессе – укреплении партнёрских отношений между государством и традиционными конфессиями. Я согласна с Владимиром Владимировичем, что мы должны уходить от вульгарного, примитивного понимания светскости. Русская православная церковь, другие традиционные религии должны получить все возможности для полноценного служения в таких важнейших сферах, как поддержка семьи, материнства, воспитание и образование детей, молодёжная политика, решение социальных проблем, укрепление патриотического духа Вооружённых сил Российской Федерации.

Что бы там ни говорили, ни писали, запрос на такое партнёрство в нашей стране есть. Кому оно не нравится, может в нём не участвовать. Но не надо препятствовать в его осуществлении тем, кому такое взаимодействие по душе. Не надо устраивать новые гонения на верующих, на церковь, её служителей.

Великий сенаторский исход

- После принятия закона об обязательном декларировании всеми чиновниками своей зарубежной собственности и счетов вы заявили, что некоторые сенаторы покинут Совет Федерации. Мы не будем спрашивать об именах – в конце концов, это не важно. Но как Совет Федерации мог бы обновить свою работу и стать совсем другим? Сейчас говорят, что это клуб очень богатых людей.

– Уже не говорят. За последние полтора года состав Совета Федерации серьёзно обновился. К тому же осенью будет очередная смена сенаторов. Когда у нас говорят «клуб богатых людей», то делают это обязательно с уничижительным, негативным оттенком. Но во власти должны работать разные люди. Большинство из этих богатых людей сами создали свой бизнес, заработали деньги своим трудом. Если они их задекларировали, если у них легальный бизнес, если они зарабатывают в России и вкладывают деньги в российскую экономику – то почему нет? В Совете Федерации и этот слой населения тоже должен быть представлен.

Другое дело, когда в палату приходили состоятельные люди с непрозрачным происхождением своего состояния. Делали они это на всякий случай – для получения иммунитета от возможного преследования. Это и создало негативное восприятие нашей палаты. За последнее время состав Совета Федерации существенно обновился, и отношение к нему меняется. Мы видим: сейчас восприятие нашей палаты населением, СМИ во многом иное.

Принятие закона об ограничениях для депутатов, членов Совета Федерации, госслужащих я искренне считаю правильным – это очень серьёзный шаг. Если ты занимаешь высокие государственные должности, но держишь свои деньги на счёте за рубежом, то тем самым, хочешь ты этого или не хочешь, демонстрируешь недоверие к отечественной финансовой, правовой, экономической системе. Ты заработал деньги в России, а они работают на экономику другой страны. Понятно, что население к этому относится негативно.

Поэтому госслужащие и чиновники должны показывать пример патриотичности. Наводить порядок надо, начиная в первую очередь с людей во власти. И для бизнеса это очень важный сигнал. Бизнесмены работают в России, а их компании зарегистрированы в офшоре – это тоже недоверие к собственной стране.

Мне как-то задали вопрос: будете ли вы сожалеть о тех, кому придётся покинуть Совет Федерации? Да, есть люди, которые очень эффективно работают. Они уже не думают, как им заработать деньги, и хотят свой труд, опыт, знания, успех привнести в государственную политику. Что здесь плохого? Это надо только приветствовать. Об уходе таких людей буду сожалеть.

Но с некоторыми расстанемся без сожаления. Я даже рада тому, что те люди, которые имеют счета за границей, должны будут сделать выбор: либо остаться в Совете Федерации, либо уйти. Поэтому не стоит драматизировать ситуацию. Сегодня мы в состоянии заменить всех ушедших не менее опытными, успешными людьми, но без счетов за рубежом.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram