«В дырявых сетях Интернета» – так назывался материал, опубликованный на страницах «Аргументов неделi» (11. 02.2009). Вторая часть – «Компьютер от старика Хоттабыча» вышла спустя два с половиной года – 06.07. 2011. Оба материала задавали один и тот же вопрос: когда сельские школы страны будут обеспечены компьютерными классами и высокоскоростным Интернетом? По всей видимости, министр образования Андрей Фурсенко газет не читает: редакция до сих пор не получила никакого ответа.
Вопрос остаётся открытым, потому что не все деревенские школы обзавелись компьютерными классами. А если даже и обзавелись, то в некоторых из них компьютеры стоят без дела – нет связи со Всемирной паутиной (школы Дагестана, Курской, Владимирской областей, Камчатки). А если связь с Паутиной есть, то во многих деревнях по скорости её можно сравнить с телодвижениями черепахи Тортиллы. Но даже нормальная связь не идёт во благо – многочисленные прокурорские проверки выявили: школяры частенько используют Интернет не по назначению.
Есть и ещё одна проблема, о которой молчат в правительстве РФ: в сельской местности невероятно вырос уровень криминала. Свои стопы воры сегодня направляют именно в сторону сельских школ. В 2011 г. по сельской России пронёсся шквал ограблений. Ворьё выметало компьютерные классы целиком.
В результате всех этих проблем тысячи деревенских ребят сегодня лишены возможности полноценно учиться. Особенно если учесть, что из-за нехватки педагогов 5 предметов сразу детям преподаёт один учитель начальных классов. В учебном процессе мог бы помочь компьютер. Увы, сегодня в некоторых частях сельской России хорошо если на три деревни есть один нетбук.
Рецепт из деревни Кузькино
– В 2004 году каждая сельская школа получит компьютерный класс, – заявил 14 февраля 2003 г. министр образования РФ Владимир Филиппов (уже, как понимаете, бывший). В тот день Филиппов выступал перед учителями Владимирской области. – За последние пять лет в России закрыто 3500 деревенских школ. В стране сегодня 13 тысяч деревень, в которых ноль жителей! И 34 тысячи деревень, в каждой из которых проживают не более 10 человек. И что, в этих условиях не закрывать ни одной школы? Но мы, члены правительства, посмотрели на эту проблему под другим углом зрения. Решили сделать всё, для того чтобы сохранить семьи с детьми на селе... Именно поэтому, выступая в деревне Кузькино Самарской области, Владимир Путин сказал: надо оснастить компьютерами и Интернетом все сельские школы. И таким образом повысить качество и расширить доступность общего образования для деревенских детей. До конца этого года каждая сельская школа должна получить по компьютерному классу. Преимущественное право на установку этого современного оборудования получат удалённые от региональных центров сельские школы.
С тех пор прошло долгих семь лет. Некоторые сельские школы до сих пор ждут манны небесной – компьютерных классов или хотя бы ноутбук (или нетбук) в кабинет директора. Увы…
Заметки на полях
В России в 1913 г. в городах проживало 17% населения, в 1959 г. – 52%. Сегодня горожанами являются 74% жителей России.
Три процента министра Фурсенко
С 1 января 2011 г. вступил в силу Федеральный закон под номером ФЗ-293. Закон требует создать и вести официальный сайт образовательного учреждения в сети Интернет. И размещать информацию на официальном сайте. Но!
– Примерно 3% российских школ пока не обеспечены доступом в Интернет, – признал министр образования Андрей Фурсенко, выступая на правительственном часе в Совете Федерации в середине октября с.г.
– Интернет нормально работает в 97% школ. Оставшиеся 3% – это либо филиалы школ, откуда ребят на обучение информатике возят в базовые школы, либо это школы, которые перестраиваются или строятся, – пояснил Фурсенко. – Но 3% – это немало.
Но как министр Фурсенко собирается помогать этим трём процентам российских школ? Это более чем 2 тыс. образовательных учреждений страны! Умножим на количество учителей и учеников. Цифра может получиться весьма внушительная.
Справка «АН»
Нетбук- миниатюрный компьютер небольшой мощности.
Татарстан: 47 сельских школ ждут подключения
Республика Татарстан честно призналась: она никак не может подключить к Всемирной паутине 47 удалённых сельских школ. Почему? Нет технических возможностей. Но в остальном дело обстоит совсем неплохо.
В рамках проекта «Компьютер – школе» по обновлению стационарной компьютерной техники в 1,4 тыс. школ республики поставлено 10,7 тыс. компьютеров. Проект «Компьютер – учителю» обеспечил ноутбуками 45 тыс. учителей Татарстана.
В 703 школах установлено 4,4 тыс. точек беспроводного доступа Wi-Fi.
Показатель количества учащихся на один современный компьютер в 2011–2012 учебном году составит девять человек. В республике сегодня функционируют 53 школы, которые получили статус электронных. В них реализуется проект «Один ученик – один компьютер» Ну это намного лучше, чем один нетбук на три деревни.
Но! В этом году в Татарстане были закрыты 12 малокомплектных сельских школ. На очереди – ещё 176.
Новый проект Ростелекома
Есть и новость такого рода: Ростелеком, Минкомсвязи и Минобразования прорабатывают возможности модернизации сетей связи между образовательными учреждениями. Обещают в 2013 г. установить спутниковое соединение с отдалёнными сельскими школами и обеспечить связь со скоростью 2 Мбит/с.
Что тому причиной? В июле с.г. В. Путин поручил министрам связи и образования – Щёголеву и Фурсенко подготовить предложения по необходимому финансированию, чтобы обеспечить использование электронных учебников во всех школах, а также гарантированные доставку и обновление контента. И Ростелеком подготовил и направил в правительство предложения с учётом всех затрат на 2012–2013 годы. Стоимость проекта – 48,6 млрд. рублей.
Но сколько времени будут раскачиваться чиновники? Полную компьютеризацию селу обещали ещё в 2004 году. Наступает 2012 год. Хотя обещанного, говорят, три года ждут.
Информация к размышлению
Годичное обучение ребёнка в городской школе обходится бюджету в 27 тыс. руб., в малокомплектной сельской – в 240 тыс. рублей.
Югра: Паутина в труднодоступных посёлках
Но есть и хорошие новости. Почти 50 школ в труднодоступных посёлках Югры получат доступ в Интернет через спутниковые каналы связи. Такое решение приняли члены правительства Югры. Это позволит увеличить скорость Интернета в сельских школах.
– Спутниковый канал связи позволит предоставить образовательным учреждениям доступ в Интернет не на базовом тарифе 128 килобит в секунду, а увеличить ширину канала вдвое, – подчеркнула Любовь Ковешникова, директор Департамента образования и молодёжной политики Югры.
Доступ во Всемирную паутину получат образовательные учреждения Ханты-Мансийского, Берёзовского, Белоярского, Октябрьского и Кондинского районов.
Хорошо жить в газово-нефтяном секторе: в беде там не оставят. А как быть, если живёшь в дотационном регионе России? Да ещё и в глухой деревне? Интернета и компьютеров можно ждать до седых волос.
Дагестан: компьютеры есть. Паутины нет
Танусинская средняя общеобразовательная школа имени Шахрудина Шамхалова в Дагестане недавно обзавелась компьютерным классом. Директор школы Кайтмаз Дибиров признался журналистам, что школа теперь обеспечена компьютерами, но вот Интернета нет. И эта проблема характерна для большинства сельских школ республики.
– Мы хотим провести в село оптико-волоконную линию, – обещает глава Танусинского района Гаджияв Дарбишев. – Работа начнётся со следующего года. По предварительным подсчётам, проект обойдётся в 8 миллионов рублей.
Но это пока только проект. И чиновничьи мечты.
Саратовская область: прокуроры озаботились
В сельских школах Саратовской области совсем иные проблемы. И этими проблемами озаботились местные прокуроры.
– В сельских школах Александровского и Гайского районов имелся доступ к интернет-сайтам, несовместимым с задачами обучения учащихся, – сообщает сайт областной прокуратуры. – Руководители школ не обеспечили надлежащую работу программного обеспечения системы фильтрации.
Руководители сельских школ привлечены к дисциплинарной ответственности.
Курганская область: ни школ, ни Интернета
Неважны дела в Курганской области. В 2010 г. из-за сокращения количества учеников были закрыты 10 малокомплектных сельских школ.
– За последние 10 лет количество учеников в области сократилось на 42%, – сообщил первый заместитель начальника областного управления образования Анатолий Дадонов. – Переводить школьников будут в те школы, которые смогут получить соответствующую лицензию. В 2010 г. получать лицензии в области должны были 263 школы. На выполнение всех лицензионных требований по пожарной и санитарной безопасности учебным заведениям требовалось более 60 млн. рублей. Но денег на лицензирование учебных заведений в местном и областном бюджете не нашлось.
Вывод? Если нет денег на пожарную безопасность, о каком Интернете можно вести речь?
В Курганской области сельские школы составляют 82% от всех образовательных учреждений. В области насчитывается 322 населённых пункта, в которых нет учреждений культуры. В 83% сел и деревень нет школ. Кого можно воспитать в таких пещерных условиях?
Пензенский уникальный проект
Но не стоит думать, что в школьной компьютеризации всё исключительно плохо. Есть и блестящие изобретения, которые, возможно, помогут российской сельской школе уцелеть.
В Пензенской области светлые головы разработали уникальный проект – «Электронная система образования». Комплекс включает в себя системы хранения электронных учебников, дистанционного обучения в режиме видеоконференции, «электронный дневник» и «электронный журнал». Разработка может использоваться во всех регионах России. Для этого все школы должны быть подключены к Интернету. И у каждого педагога должен быть хотя бы нетбук. Учитель выставляет оценки не только в обычный журнал, но и в электронный. Родителям не нужно проверять дневник. Достаточно зайти на сайт и посмотреть, как чадо учится. Доступ к этой системе получат ученики, а также их родители. В неё уже заложили сведения обо всех 122 тыс. школьников Пензенской области.
«Электронная система образования» начнёт работать в полную силу в 2012 году. Регионы могут подтягиваться!
Палочка-выручалочка –библиобус
И ещё одна подсказка как для министра образования, так и для губернаторов, чешущих в затылке, как обеспечить Интернетом деревенские школы. В России с недавних пор производится чудо-автомобиль – библиобус.
– Библиобус – практически российское изделие, – рассказывает главный инженер проекта Сергей Сидзиневский. – Только шасси японское, Isuzu, но машина собирается в Елабуге. Портативный генератор обеспечивает тепло и электропитание в течение 10 часов. Внутри – 20 метров книжных полок, ксерокс-факс, несколько ноутбуков. Выход в Интернет обеспечивается спутниковой тарелкой на крыше. У неё – свой навигатор GPS, что позволяет даже в тундре поймать спутник за 10 минут. И наладить связь. Библиобусы уже работают в Вологодской, Костромской, Архангельской, Челябинской и Иркутской областях. Все они – отличные помощники сельским библиотекарям.
Но если библиобус в силах прийти на помощь сельским библиотекам, почему он не может помочь деревенской школе?
– Таких машин нужно больше,– говорит президент Фонда «Пушкинская библиотека» Мария Веденяпина.– Мы уже пять лет занимаемся проектом модернизации сельских библиотек. Их в стране – 36 тысяч. Но денег пока хватило на модернизацию только 250 библиотек.
Создатели хотят представить целую линейку новых вариантов библиобуса, в том числе на шасси вездехода «КамАЗ», поскольку японец Isuzu имеет ограничение по проходимости.
Но вот что странно: Елабуга находится в Татарстане, там, где никак не могут подключить к сети 47 удалённых сельских школ. Может быть, нужно просто найти производителя библиобуса? И проблема будет решена?
Заметки на полях
В России насчитывается 1,36 млн. учителей и 13,36 млн. учеников, которые распределяются по 53 тыс. школ (из них 34 тыс. сельских и 19 тыс. городских).
Крольчатник в бывшей школе
И, завершая тему, хотелось бы сказать вот ещё о чём. А что открывается на месте бывших сельских школ? Посмотрим на примере бывшей школы №16 в посёлке Песковка (Омутнинский район, Кировская область). В бывшем учебном заведении открылся цех по убою кроликов. «Песковское животноводческое товарищество» выкупило поселковую школу в 2009 г. за 400 тыс. рублей. 2 млн. рублей кооператив потратил на новую котельную, на восстановление батарей, остекление окон и новую крышу. Кроме убойного цеха тут планируется открыть и мастерскую по изготовлению кроличьих клеток. Вот такое светлое будущее ждёт поселковую молодёжь…
Пещерный век упорно надвигается на сельскую Россию. Что делать? По всей видимости, решать эти проблемы нужно в комплексе. Ибо что толку привозить дорогие компьютерные классы, но не снабжать учебное заведение металлическими дверями и решётками на окнах, а также сигнализацией? И потом – откуда берётся деревенское ворьё? Не оттого ли, что в бывшей школе устраивают крольчатник вместо того, чтобы обустроить сельский храм знаний, привезти компьютерный класс (или хотя бы один библиобус) и учить деревенскую детвору уму-разуму… Жизнь уже доказала: после того как в деревне закрывают школу, сама деревня «закрывается» тоже. Сегодня недоученная деревенская ребятня с воодушевлением громит компьютерные классы? Куда они со своими молотками и топорами придут завтра?
Молотками по монитору
Ещё одна большая проблема деревенских школ – невероятная криминализация в сельской местности. Из школы в Иркутской области украли 11 новых компьютеров. Дерзкое преступление произошло в селе Кумарейка Балаганского района.
Восемь компьютеров украдены из школы села Никольское Усманского района Липецкой области. Злоумышленники проникли в класс информатики через окно, подпилив решётки. Сотрудникам полиции пока не удалось найти преступников.
Кража компьютеров произошла из сельской школы села Елабуга (Амурская область). Примечательно, что новенькие компьютеры простояли в школе всего два дня. В Елабужской школе не было ни решёток на окнах, ни металлической входной двери. Пожилую женщину-сторожа грабители убили, чтобы не оставлять свидетелей.
Вся шайка задержана.
Обобрали сельскую школу в селе Косолапово (Целинный район Курганской области). Воры вынесли шесть компьютеров. Компьютерная техника поступила в учебное заведение совсем недавно. И была для 89 школьников серьёзным подспорьем в учёбе. Сегодня дети сидят без компьютеров.
Вспоминается и совсем дикий случай. В сельской школе посёлка Ракитное (Дальнереченский район, Приморье) в кабинете информатики недоросли-недоумки полностью уничтожили компьютерную систему из 10 мониторов: по экранам били молотками и топорами, а клавиатуру топтали сапогами.
Обещания министра Скрынник
«Россия начиналась не с меча, она с косы и плуга начиналась», – написал поэт Эдуард Асадов. Но в России за последние полтора десятка лет исчезли почти 20 тыс. сельских школ. В 1995 г. их насчитывалось 69 тыс., в 2000 г. было около 67 тыс., в начале 2011 г. – уже меньше 49 тысяч. Что будет дальше?
Недавно в Петербурге во время встречи со студентами министр сельского хозяйства России Елена Скрынник отметила, что для правительства страны развитие агропромышленного сектора экономики является одним из приоритетных направлений. Об этом свидетельствуют – по мнению Скрынник – не только субсидирование процентных ставок и финансирование строительства дорог, но и Государственная программа развития сельского хозяйства РФ на 2013–2020 годы.
– Сельское хозяйство становится всё более высокотехнологичной отраслью производства, – распиналась Е. Скрынник. – Новая программа ставит целью продолжение модернизации отрасли и переход к инновационной модели развития. Для тех, кто после окончания вуза хотел бы создать собственный бизнес, предусмотрено 50%-ное субсидирование стоимости оформления земли в собственность. На эти цели в 2012 г. будет выделено 1,4 млрд. рублей, что позволит передать фермерам около 3 млн. га земли. Федеральное правительство субсидирует 70% стоимости жилья для сельских кадров. И если сегодня доля жилья для молодых специалистов составляет 38% от всего объёма квадратных метров, построенных на селе, то в программе 2013–2020 гг. её предполагается довести до 50%.
Но нет ни слова в этой программе о «связи» с Большой землёй. О том, где и как будут учиться дети молодых специалистов. Закрытие деревенских школ продолжается. Какие уж тут компьютерные классы и Интернет?