Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Тема номера № 12(150) от 26.03.2009

Забытые кумиры сгорают незаметно

Почему звезды российского кинематографа умирают в нищете

, 14:59

О многих - даже знаменитых - уже не вспоминают. Иных вообще не помнят. Но есть люди из того, «железного», поколения, о которых забыть невозможно. Вспомним актера Георгия Жженова. Сниматься в кино начал в 17 лет. А в 1938 г. был осужден по политической 58-й статье. Прошел Норильлаг. Отсидел 7 лет. Потом еще раз был арестован. Дважды реабилитирован. Вернулся в профессию. Играл в таких знаковых картинах, как «Ошибка резидента», «Возвращение резидента», «Вся королевская рать». Всего у него в кино более 100 ролей. Ушел в 2005-м на 91-м году жизни. Можно сказать так - умер на сцене. Не перестаешь удивляться силе духа, мужеству и стойкости «русского Жана Габена».

Золотой фонд и реклама протезов

Иначе ушли из жизни другие звезды российского кино, народные кумиры Сергей Филиппов, Изольда Извицкая, Тамара Носова, Николай Гриценко, Людмила Целиковская.

Они были брошены на произвол судьбы. И тихо погасли за закрытыми дверями, в полном одиночестве. В беспросветной нищете.

Почему же так происходит?

И не из боязни ли подобной перспективы многие живые звезды рекламируют на ТВ зубные протезы, питьевые йогурты, подсолнечное масло или «надежные» банки? Кто-то открывает ресторан, как Александр Збруев, или химчистку, как Эммануил Виторган. Это те, кто в силах двигаться, говорить, смеяться. Но есть и другие, которые не встают с постели и медленно-медленно уходят.

А не пора ли подумать о наших прославленных актерах на государственном уровне? Не унижать их? Не предавать забвению? Это наш золотой фонд. Их осталось мало. И многим нужна помощь сегодня. В частности, старикам из Дома ветеранов кино (ДВК). Недавно они отправили обращение к депутатам Госдумы, потому что Союз кинематографистов перестала интересовать судьба дома. Этих людей хотят выселить из ДВК, а они сдали государству свои квартиры. И в наше жестокое и равнодушное время спокойно могут оказаться на вокзале!

 Урна с прахом на балконе

 Помните замечательный фильм «33» с Евгением Леоновым в главной роли? В этой же картине блестяще сыграл король эпизода Николай Парфенов. Еще он запомнился зрителю ролью прокурора в комедии «Берегись автомобиля!». Он снялся в 150 картинах!

Свою последнюю роль - роль полковника Петренко он сыграл в комедии академика смеха Леонида Гайдая «На Дерибасовской хорошая погода...» в 80 лет.

В последние годы жизни актер отчаянно нуждался. А после смерти жены горячо мечтал попасть в Дом ветеранов кино (ДВК) в московском районе Очаково. Но нужно было сдать свою квартиру государству. Парфенов собирался это сделать, однако тут выяснилось, что супруга, не предупредив Николая Ивановича, прописала в квартире свою внучку (общих детей у четы не было). И Николаю Ивановичу отказали.

Артист умер в одиночестве. В театре Моссовета - где он служил - о его смерти ничего не знали несколько месяцев. И после того как тело актера кремировали, сестра Парфенова еще долго держала у себя дома урну с прахом. А потом захоронила ее в семейной могиле на Химкинском кладбище. На скромном обелиске только надпись: «Парфеновы». А между тем Николай Иванович Парфенов - заслуженный артист России!

Аргумент драматурга

Валентин Черных, автор сценариев к фильмам «Москва слезам не верит» и «Свои»:
- Я сам кинематографист и человек совсем не молодой... Актер, как женщина, должен готовиться к старости сам. Старики, как правило, не востребованны. А уж актрисы, спрос на которых во многом зависит от физической привлекательности, - тем более. Нужно быть великим артистом, чтобы к старости сохранить конкурентоспособность.

Жил ярко. Ушел незаметно. Кто-то из классиков сказал: «Величие нации должно уместиться в каждом ее представителе». А мы, выходит, не помним даже самых талантливых и именитых наших сограждан!

Дикая. Дикая собака Динго

В российском кино давно бушуют неземные страсти. И не только на экране. В 2005 г. состоялся памятный Пленум Союза кинематографистов России. Обсуждали «Федеральную целевую программу развития кинематографии РФ на 2006-2017 гг.». Еще тогда в адрес Пленума пришло обращение ветеранов кинематографа. Они просили не выгонять их из Дома ветеранов кино. В обращении была тихая трагедия стариков из спектакля Анатолия Эфроса «Дальше - тишина». В этой постановке сытые дети лихорадочно изыскивали возможность убрать с глаз подальше своих состарившихся родственников...

ДВК давно стал памятником кинематографической культуры. Среди его основателей были Николай Черкасов и Любовь Орлова. Там жили и работали Сергей Юткевич, Юлий Райзман, Евгений Габрилович. «Отметились» Рина Зеленая, Михаил Глузский, Николай Крючков, Ярополк Лапшин.

Знаменитый сценарист Анатолий Гребнев («Дикая собака Динго») долго жил и творил в ДВК, пока в 2002 г. его не сбила машина. Это случилось прямо у стен Дома ветеранов.

Союз кинематографистов давно перестал вникать в жизнь этого заведения. И полностью прекратил его финансирование. Дирекция ДВК сама ищет деньги для содержания ветеранов кино. Еще недавно их было более 30, а сегодня - 17.

Справка «АН»

Бренд-нейм - это когда громкая фамилия актера (актрисы) позволяет производить самые разные вещи - от игрушек до часов.

Тот самый Мюнхгаузен!

Недавно ветераны кино обратились за помощью и поддержкой в Государственную Думу. Лазарь Милькис когда-то считался самым удачливым директором картин. При его непосредственном участии были сняты киношедевры «Живые и мертвые», «Тот самый Мюнхгаузен», «Гараж». Он не один год провел в ДВК. Сегодня почти не встает. И таких здесь еще 7 человек.

ДВК нужно около 30 млн. рублей. Это годовой бюджет. Требуется ремонт. Еще одна проблема связана с пожарной безопасностью. Установка пожарных датчиков и систем оповещения стоит 1 млн. 300 тыс. рублей. Где их брать? А вот обычные дома престарелых на противопожарные устройства получают деньги от властей (если, конечно, какой‑нибудь голубой воришка Альхен не стащит!).

В 1998 г. с письмом по поводу шаткого положения ДВК обращались во власть Михаил Глузский, Григорий Чухрай и Лидия Смирнова. Дом устоял. Но теперь опять зашатался.

Аргумент классика

«Люди, боящиеся смерти, боятся ее оттого, что она представляется им пустотою и мраком; но пустоту и мрак они видят потому, что не видят жизни».
Лев ТОЛСТОЙ

Звездный шницель

 Но не все наши современные актеры живут в нищете, с горькими мыслями о завтрашнем дне. Может, их просто больше, чем остальных, заботит будущее? И поэтому они открывают кафе, рестораны, бюро добрых услуг?

Александр Збруев открыл в Ленкоме ресторацию «ТРАМ».

Актриса Анна Самохина - хозяйка ресторана «Граф Суворов» и кафе «Поручик Ржевский». Актриса Лариса Луппиан, жена Михаила Боярского, - владелица бюро добрых услуг «Марта». Актер Александр Половцев владеет рестораном «Улицы разбитых фонарей». Бывший актер Антон Табаков - владелец ресторанов «Кафка», «Обломов».

Возможно, у них будет другая судьба. Им не придется просить пристанища в Доме ветеранов кино. И их (и работы этих артистов в кино) не забудут так молниеносно, как забыли благородный труд Извицкой, Целиковской, Филиппова и многих других закатившихся звезд.

Заметки на полях
«Животное и в старости сохраняет изящество. Почему же так бывает изуродована благородная глина, из которой вылеплен человек?»
Антуан де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ, писатель

Дом милосердия для Анны Карениной

В судьбе звезд российского кино начали участвовать лидеры сопредельных государств. Не так давно по личному приглашению Александра Лукашенко 8 российских актеров на 24 дня отправились в Дом милосердия в Минске. Среди них были Татьяна Самойлова, Владлен Давыдов, Раиса Куркина, Ирина Печерникова.

Получается так: о наших звездах пекутся в другой стране, а в собственной, выходит, не вспоминают. И какие горькие строки приходится читать сегодня в газетах о безрадостной жизни той же Татьяны Самойловой («Альба Регия», «Анна Каренина»). Актрисе через несколько недель исполнится 75 лет. Она очень больна. И очень одинока.

- В прежние времена Союз кинематографистов реально помогал людям, - комментирует «АН» ситуацию известный кинодраматург Виктор Мережко. - Помогал путевками, поездками, квартирами, просто деньгами. Это все были, по сути, профсоюзы, которые занимались не столько идеологическими, сколько социальными вопросами. Они поддерживали талантливых людей, давали им возможность заниматься любимым делом. А сейчас я даже не знаю, для чего они существуют!

А действительно для чего? Больного, обездоленного актера Леонида Филатова («Экипаж») поддерживал Леонид Ярмольник. А кто сегодня помогает Николаю Караченцову? Семену Фараде? Кто поддерживает Вячеслава Невинного? Недавно в хосписе от рака умер известный актер Владимир Сошальский («Колье Шарлотты»).

Национальное достояние

- Сегодня в России более 1500 актеров старшего поколения оказались за чертой бедности, - говорит известный актер и режиссер Николай Бурляев. - Это люди, чьи фильмы приносили гигантские доходы в казну государства. Актерская жизнь всегда была очень трудной, но теперь - особенно. И прежде не было должного внимания к актерам, но имелась гарантия их стабильной жизни. Существовали штаты киноактера при крупнейших кинофабриках страны. Но пришла новая эра рыночного, агрессивного кинематографа.

Вот в далекой Японии есть такое понятие - «национальное достояние». Становятся им преимущественно знаменитые актеры. Может быть, и наших уходящих актеров нужно причислять к национальному достоянию богатой и сильной страны? Возможно, тогда им станет не так больно жить и дышать?

Виноградники «высокого блондина»

А как решают свои проб-лемы западные мастера кино?
Блистательная француженка Катрин Денев («Шербургские зонтики») пробовала себя в роли бизнес-леди. У нее была фирма «Денев», которая производила парфюм, постельное белье и очки. Еще одна звезда французского кино Пьер Ришар («Высокий блондин в черном ботинке») на свои гонорары купил виноградник площадью в 20 га. К «блондину» присоединился Жерар Депардье. Виноделием занимаются Жан-Луи Трентиньян («Мужчина и женщина») и Люк Бессон («Пятый элемент»).
Режиссер Фрэнсис Форд Коппола («Дракула») - владелец 7 элитных отелей в разных частях земного шара.
А вот самый богатый бренд-нейм у француза Алена Делона. Он владеет мебельными магазинами и собственной авиакомпанией. Выпускает мужскую одежду, часы и солнцезащитные очки. Актер считается одним из самых богатых людей Европы: его состояние - почти 1 млрд. «зеленых».
Значит, дело и в гонорарах тоже? Известно: ни Целиковская, ни Смоктуновский, ни Самойлова не получали таких крупных вознаграждений, какие уходили на личные счета звезд Голливуда. Правда, сегодня российское «кино с кровью» платит своим ведущим актерам сногсшибательные деньги. Но за что? И как можно продолжать «лудить» бесконечные сериалы про ментов и бандитов? Про жизнь публичных домов и свихнувшихся олигархов? Кому нужно такое эрзац-кино? И такие эрзац-звезды? Хорошо сказал Александр Миндадзе: «Наше кино искалечилось на конвейере».

Калоши Кисы Воробьянинова

Еще более горькими были последние годы жизни замечательного актера Сергея Филиппова (Киса Воробьянинов в фильме Леонида Гайдая «12 стульев»). Он жил на мизерную пенсию и умирал в нищете.
Нередко артист голодал, но ни у кого ничего не просил, почти никого не пускал в квартиру и отключал телефон: «чтоб не надоедали». Личных вещей у Филиппова не было, как не было никаких сбережений. Он ходил в калошах, которые «маскировал» под туфли, а костюм - если нужно было выйти в свет - брал напрокат на «Ленфильме».
Умер в одиночестве. Прошло почти 2 недели, прежде чем соседи почувствовали неладное, уловив неприятный запах из квартиры актера. Некрологов в газетах не печатали. «Ленфильм» отказался хоронить Филиппова: он числился уже пенсионером, а потому, по мнению чиновников с «Ленфильма», похороны актера должен был оплачивать собес. На погребение скинулись кинематографисты. Прах актера предали земле на Северном кладбище. На памятнике написали любимые стихотворные строчки Филиппова: «И не будет в день погребения ни свечей, ни церковного пения».
Похожая история произошла и с известным киноактером Алексеем Смирновым (Макарыч в фильме «В бой идут одни старики»). Смирнов был настолько беден, что деньги на его похороны собирали соседи. И никто сегодня не знает, где его могила: за ней все эти годы никто не ухаживал.

Фуражка «Золотого Остапа»

Но не все наши звезды кончают свой путь в нищете и забвении. Несколько лет назад в Москве был очень популярен ресторан «Золотой Остап». Его хозяин актер Арчил Гомиашвили в свое время проснулся знаменитым после выхода фильма Леонида Гайдая «12 стульев».
Незадолго до кончины Гомиашвили дал интервью одному из авторов этого материала. Выяснились удивительные подробности из жизни «Бендера». Он 4 раза сидел в тюрьме. Короновался на «вора в законе». И одним из его близких друзей был известный «политический» вор в законе Джаба Иоселиани.
Интересная деталь. На роль Остапа Гайдай искал актера очень долго. Он попробовал более 20 артистов. Среди них были Владимир Басов, Владимир Высоцкий, Валентин Гафт, Андрей Миронов, Александр Белявский.
Гайдай был суеверным. В день съемок с Александром Белявским он предложил разбить о штатив камеры тарелку «на счастье». Но посуда не раскололась. Гайдай заволновался: «Фарта не будет!» Фуражку Бендера предложили померить Высоцкому. Но посудина опять не разбилась!
А Гомиашвили в это время катался со спектаклем «Золотой теленок» по всему Союзу. Это был своего рода театр одного актера. Арчил сам играл Бендера, Шуру Балаганова и даже Зосю Синицкую! Гайдай увидел его на сцене в одном из ДК в городе Горький. Так Гомиашвили получил свою звездную роль. Правда, ему уже было 44 года. А Бендеру в «12 стульях» - всего 28.
Но после «12 стульев» главных ролей «сын турецкоподданного» уже не получал. Гомиашвили открыл ресторан «Золотой Остап» и казино. Они удержали артиста на плаву. Его родственникам не пришлось ходить с протянутой рукой, когда «Бендера» не стало. А если бы не «Золотой Остап»?
И Филиппов, и Гомиашвили вместе сыграли в фильме «12 стульев». Но слава к ним пришла по-разному. И по-разному ушла. Впрочем, что слава? Как говорил поэт, «яркая заплата»...

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram