Большой украинский приз
- Сергей Александрович, похоже, российская внешняя политика окончательно приобрела газовый «привкус». И создается впечатление, что за последние три недели наши руководители больше ничем не интересуются.
- Я не очень уверен, что у нас есть какие-то долгосрочные стратегические планы в области внешней политики, как и в области развития нашего государства. Впрочем, оправданием может служить то, что никто не знает, что может произойти через несколько лет. Россия не имела стратегии развития уже в течение нескольких десятилетий. В такой ситуации любой крупный кризис имеет тенденцию сбивать исполнительную власть в свою сторону.
То начинаем увлекаться навязанным нам кризисом вокруг грузинских событий. Причем очень продолжительное время - как до нападения, так и после. И если это какие-то враги планировали нам крупную заваруху с Грузией, то надо признать, что мы им этот бой проиграли. Представить трудно, какие огромные материальные ресурсы и работу руководства страны пришлось отвлечь на решение свалившихся на нашу голову проблем.
Что касается темы газа - то внимание, которые ей уделили СМИ и руководство, было совсем уж чрезмерным.
- В предыдущей беседе во время грузинских событий вы сказали, что главным призом в глобальной политике США будет Украина. Именно эта страна может окончательно рассорить Европу с Россией, одновременно их ослабив. Хладнокровное поведение президента Ющенко, мне кажется, это подтверждает. Может, этот кризис специально планировали для введения в Украину войск НАТО, для защиты этих ржавых трубопроводов?
- Да. Украина - до сих пор главный приз. Хотя все понимают, что поражение от победы отличить невозможно. Этот приз будет чудовищной ношей, которую выдержать просто нельзя. Тот, кто выиграет Украину, - проиграет в любом варианте.
- Как у О. Генри: похитителям пришлось заплатить папаше Дорсету, чтобы тот забрал своего отпрыска обратно.
- Совершенно верно. С Украиной так и будет. Это - первое.
Второе: неизвестно, стоят ли вообще за Ющенко какие-то внешние силы. У меня таких данных нет. Но нельзя исключать, что кто-то на прощание вместе с предыдущим «грузинским» кризисом устроил нам и этот кризис. Теперь-то мы знаем, что в США были определенные силы, которые подтолкнули Саакашвили к нападению. А по Украине пока данных нет. Но надо смотреть, кому было выгодно ослабить взаимную зависимость России и Европы в области энергетики. И тем самым поссорить их. Или хотя бы усилить взаимное недоверие.
Третье: Ющенко абсолютный банкрот, и кризис ему нужен был как воздух. Я не исключаю, что он пошел на скандал совершенно сознательно. Со своим нулевым рейтингом его теперь только чудо может спасти от краха.
Четвертое: у меня складывается впечатление, что украинская сторона тщательно готовилась к кризису. Их запасы газа были закачены по максимуму. А мы не просчитали, какие могут быть последствия. И какой в итоге ущерб будет нам нанесен. Наша позиция была основана на том, что уже надоело терпеть. И вот решились разорвать порочный круг. По сути, нам пришлось расплачиваться за прошлые грехи, за прошлую слабость и за прошлую коррупционность. Газ продавался Украине уже десятилетиями за небольшую часть его реальной цены. И я не уверен, что остальную часть получала только Украина. Это первое. А второе - то, что с помощью операций с газом мы пытались купить кого-то из украинских политиков. Заодно договориться с какими-то западными политиками. Что ж - расплата за прошлые грехи была неизбежна.
- А что надо было делать конкретно?
- Надо было решать вопросы гораздо раньше. И не надеяться на чью-то добрую память и добрую волю. К таким проявлениям украинцы не способны. Они даже не способны выполнять свои собственные обязательства по договорам. Причем эта неспособность присуща не одному Ющенко, а всей политической системе Украины.
- В прошедшие выходные на переговорах В. Путин демонстрировал всяческую симпатию своей коллеге Юлии Тимошенко. Собственно, в связи с чем такая любовь?
- Г-жа Тимошенко - наиболее договороспособный политик в Украине в сложившейся ситуации. Хотя еще неизвестно, что из этого всего выйдет.
Великодержавная предрасположенность
- Недавно я присутствовал на встрече с одним очень влиятельным чиновником. И он как вариант для переговоров с той же Украиной выдвинул такую идею. А почему не предложить Киеву отдать Крым России в аренду на 99 лет?
- Считаю, что это недееспособная политика. Никто нам ничего не уступит, даже и за большие деньги.
- А как же опыт Великобритании с ее владением Гонконгом?
- Это было возможно, когда Китай все проиграл и был очень слаб. В условиях его жестокой капитуляции и был создан прецедент. К нашему счастью, нас хоть и били, но до конца так и не разбили. Никто и никогда не смог нас разгромить и завоевать. В Европе таких великих держав всего две - Россия и Великобритания. И при всех наших слабостях этот факт многое объясняет в манере поведения во внешней политике, да и вообще наш своеобразный менталитет. У нас нет генетической предрасположенности к поражению. И это формирует наше поведение, так же как и поведение англичан.
- Гениальная идея. Но почему тогда так себя ведет Украина? Они же под кем только не были. И тем сдавались, и другим продавались. И почему бы им за хорошие деньги не отдать на время Крым?
- Дело в том, что таких разговоров никто еще не вел. И никто толком еще не торговался. А во-вторых, именно сейчас Украина и озабочена думами о своем великом государстве. Процесс его становления еще не завершен. И как можно торговать своими территориями, с которыми многое еще не решено? Пока это еще только Малороссия. И в той же Одессе, которая никогда не была малороссийским городом, жителям до сих пор странно - как это ими можно руководить из Киева? А что? При той слабости государственной системы возьмут и объявят тоже себя «вольным городом». Так начнется неконтролируемый распад государства, очень слабого государства.
Поэтому украинская политическая элита... хотя никакая это не элита, потому что понятие «элита» предполагает ценностную оценку. Этот, скажем так, политикообразующий класс Украины, который не несет в себе никакой позитивной ценности, хочет создать государственность. Но вопрос этот будет решаться долго. Возможно, еще и наступит такой момент, когда Украина предложит нам за деньги Севастополь. Только возникает вопрос: почему Россия должна платить деньги? При определенных политических раскладах, может, лет через 5-6 Украина и сама начнет потихоньку разваливаться.
Далеко не все предопределено и для России. В 1999 году мы сами были ослабленным государством. Были просто территорией с историей и формальным правительством. Но благодаря чрезвычайному геополитическому везению и политической воле Владимира Путина мы прожили счастливые 10 лет. Да! Благодаря соединению этих двух факторов мы буквально восстали из пепла. Сейчас мы стали в сто раз влиятельнее как государство, чем были в 1999 году. Но это не значит, что так будет всегда. Нужно постоянно доказывать свое влияние на мировое сообщество. А базу под влияние, т.е. новую экономику, новую инфраструктуру, мы еще не очень подвели.
Нам уже удалось кое-что восстановить. Даже военное производство. Но именно новую экономическую базу мы еще так и не подвели. Пока все-таки было больше разговоров.
Россия - фартовая страна
- Своими перелетами Ту-160 к берегам Центральной Америки и заходом крейсера «Петр Великий» в Карибский бассейн Россия демонстрировала возродившуюся военную мощь. Или это было напрасное «раздувание щек»? Этакие дешевые понты, которым никто в мире не придал серьезного значения?
- Хоть они и были в экономическом и политическом смысле дешевыми, но все-таки жестами. Мы продемонстрировали, например, что не потерпим, чтобы американские корабли стояли на рейде около Сочи. Но с другой стороны, очень увлекаться не надо. Лучше избегать втягивания нас в холодную войну. Показали немного фарса и отскочили. И еще нам здорово повезло. Надеюсь, что не в последний раз везет.
- Что имеется в виду под везением?
- Грузинский военный кризис, к примеру, был спровоцирован не только грузинами. В том числе это было фарсовое проявление холодной войны США против России. В ней бросились участвовать и некоторые европейцы. Те европейцы, которые не стали в ней участвовать, все равно были скорее сочувствующими грузинам. Мои друзья из Франции и Германии, стран, которые не хотели участвовать в холодной войне, сказали примерно так: вы, ребята, прыгнули уж очень нагло.
Действительно, все могло закончиться хоть и локальным, но серьезным кризисом с втягиванием и других стран - участниц НАТО. А нам повезло - всему миру уже в связи с другим мировым кризисом стало не до нас. В будущем надо будет вести себя поосторожнее. И вообще, полезнее сосредоточиться на решении внутренних задачах. Наращивать национальную, новую экономику. Напомню, что у России сейчас доля от мирового ВВП около 2,5%. Это предел для России, выше которого она прыгнуть уже не сможет. И нам нужно этот уровень во что бы то ни стало держать. Потому что никогда уже не будет таких высоких цен на нефть и газ.
- И всетаки насчет нашего везения. Считаю, что нам сказочно повезло, когда американцы влезли в Афганистан. Повезло, что они застряли в Ираке. Почти повезло, когда они чуть не начали бомбить Иран. Они бы увязли и там. А мы бы спокойно ковырялись у себя в носу. Но сейчасто новая американская администрация собирается вести переговоры с талибами. Да уже и начала. Отстанут и от Ирана. И вот вся эта освободившаяся от американского влияния масса опять перекинется на нас?
- Съесть-то он съест! Но кто ж ему даст? Выйти из всех конфликтных зон американцам будет очень трудно.
- А кто же им сможет помешать?
- Уходить с жуткими поражениями, оставляя одного фактического победителя в этом регионе - Иран, а также небольшим плюсом к нему Россию? Это сделать очень тяжело. Оставить контроль над нефтяными рынками без прикрытия? Это, я вам скажу, путь нелегкий. Я не завидую яркому оратору - новоиспеченному президенту Бараку Обаме и его команде. Наследие ему досталось - не позавидуешь. В Иране провал. Ирак - провал. Афганистан - провал. В израильско-палестинском конфликте снова провал. А Пакистан? Ужасающий провал!
Да, то, что США влезли в соседних регионах и везде провалились, - это потрясающее для нас везение. Из-за того что это нефтеносные регионы, подскочили мировые цены на нефть, что нам оказалось на руку. Из-за этого за последние 5-7 лет и Европа находится в состоянии внутреннего кризиса. Она ослабла и не может являться нашим конкурентом во внешнеполитической сфере. Но в связи с этим Европа не может являться и нашим эффективным партнером в экономической сфере - что уже плохо. Вот такое уникальное сочетание всех факторов. Мы вряд ли сможем когда-нибудь встретиться с таким явлением еще раз.
- В ближайшей перспективе что всетаки будет происходить в мире?
- Барак Обама, конечно, начнет уходить, но не сразу и частично. Нефтяные цены тоже частично восстановятся, но уже никогда не будут такими сумасшедшими, как последние 5 лет. В ближайшие 3 года начнется жестокая конкуренция, где наиболее жесткими конкурентами, но только в экономике, а не геополитике, будут страны нового капитализма. Мы к этой конкуренции совсем не готовы. К примеру, мы хотим восстанавливать машиностроение, которое из Европы перемещается уже в Китай. И будет уходить дальше. В Китае и Индии остались незадействованными еще 400 миллионов относительно грамотных работников. Поэтому нам надо будет хорошенько подумать о месте России в новой мировой экономике.
- Хотелось бы услышать ваше мнение: что нам ждать от Белоруссии? У нас есть еще год или два, пока ее окончательно не прибрал к рукам ЕС или еще кто-то?
- Один из самых значимых провалов в российской политике за последние годы - это то, что мы так и не смогли установить более устойчивые связи с этим государством на основе конфедерации. Это первое.
Второе: не надо переоценивать свои возможности в перетягивании Белоруссии на свою сторону. В этой стране тоже существует свой политикообразующий класс и свой менталитет. Он гораздо дальше от европейского, чем даже российский. И забрать их будет сложно. У нас есть, конечно, какое-то время для работы, но использовать его надо очень концентрированно.
- А почему так тяжело будет европейцам с белорусами? Вон албанцы - они вовсе отсталые, но как-то встраиваются в Европу.
- Это только так кажется. С Косово европейцы не знают, что делать. Европа буквально воет от них.
- А не может произойти так, что Сербии скажут: забирайте его обратно?
- Может произойти все что угодно. Но только не глобальный военный конфликт. Наличие ядерного оружия очень цивилизовывает людей. Поэтому солью, спичками и белой простыней запасаться не стоит. Мы бы давно участвовали в военных конфликтах, если бы не ядерный сдерживающий фактор.
Новая индустриальная революция
- В геополитике произошли огромные сдвиги. Многих усилила глобализация. Сначала она усилила старый Запад. Затем стала способствовать усилению развивающихся стран. Это Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии, Латинской Америки. Началась новая индустриальная революция. Она привела к фантастически быстрому перераспределению мирового ВВП.
За 5 лет Европа теряет свои 1-2%. США тоже теряют, но медленнее. И одновременно, буквально как на дрожжах, растут новые экономические центры. Раньше для таких сдвигов потребовалось бы 100 лет.
Новая индустриальная революция сделала дорогими минеральные энергоресурсы. Основой всему снова стал вопрос территорий. А ведь совсем недавно главными были наука и технологии. Посмотрите, как все начали бороться, правда в фарсовом режиме, за Антарктиду. За ее пока виртуальные ресурсы.
- Когда члены нашей полярной экспедиции воткнули платиновый вымпел в Южный полюс, выглядело это как простое веселье за халявные деньги. А чем сегодня все оборачивается?..
- За это время произошли изменения в контроле за природными ресурсами. 10-12 лет назад многие ресурсы принадлежали западным компаниям. Сегодня 90% ископаемых принадлежит государствам, на территории которых они залегают. Одновременно произошел и очень быстрый рост мировой экономики. В обновленную мировую капиталистическую экономику влилось около 2 миллиардов людей.
Произошел огромный рост спроса на продовольствие.
Земля, которая может производить продукты, вновь становится ценнейшим ресурсом.
Происходит огромная активизация населения земли. Его участие в политической жизни. С каждым днем мы наблюдаем за появлением огромного количества новых игроков, участвующих в политике.
- Нашато страна какое-то оказывает влияние на мир в этой игре кроме ядерного оружия? На что мы можем рассчитывать? Или будет так: все, что за Уралом, отойдет Китаю. До Урала - Америке и Европе.
- Нет, такого сценария событий можно не бояться. Наша страна имеет хороший потенциал. Это и высокая образованность населения, и оборонная мощь. У нас есть и огромная территория, которая тоже является нашим ресурсом.
Только не надо забывать, что спокойно жить нам тоже не дадут. Поэтому очень нужна обновленная политическая система.
- Последний вопрос. Какая может быть следующая подлость, направленная против нашей страны?
- Подлость хорошо планируется и хорошо действует, если есть слабые места. Конечно, мы много упустили в трудные 90-е. Поэтому надо все срочно наверстывать.