В мире насчитывается 133 млн. русских, из них 22 млн. проживают за границей. Раньше под диаспорой понимали этнических русских в бывших союзных республиках, но сегодня выросли и масштабы эмиграции из России, и география. В Австралии уже около 70 тыс. соотечественников, в Великобритании – 300 тыс., в Канаде – полмиллиона. Власти, которым 20 лет было наплевать на «иностранных русских», неожиданно начали выстраивать отношения с диаспорами и даже рассчитывают вернуть часть из них на родину. Но получается бестолково и показушно: несмотря на освоенные миллиарды, имидж России за границей всё хуже, а русских уезжает в разы больше, чем возвращается.
Русские бегут
К началу 1990-х положение русских в бывших республиках СССР стало откровенно опасным. В Таджикистане в 1989 г. проживало около 400 тыс. русских, к 2000 г. осталось 68 тысяч. Сколько уехало в Россию, а сколько стали жертвами гражданской войны – неизвестно. Полно свидетельств, что русских вырезали целыми семьями только лишь за национальность. В Узбекистане головы «колонизаторов» выставляли на рынке напоказ. «Не покупай квартиру у Маши, всё равно будет наша» – было написано на заборах по всему бывшему Союзу. Азербайджан, Киргизия, Молдова – до сих пор российские власти не оглашают даже оценочных данных, сколько соотечественников погибло в результате этнических чисток. Тем более в разгар событий лидеры страны не решались требовать защиты для русского населения у коллег по СНГ, чтобы не портить отношения.
Случаи погромов русских отмечались даже внутри страны: в Якутии, Туве, Башкирии и на всём Северном Кавказе. По оценкам правозащитников, только в Чечне в 1991–1994 гг. погибли 20 тыс. славян и 250 тыс. покинули республику. И хотя в итоге Москва бросила на Грозный танки, это объяснялось «наведением конституционного порядка». О защите русских на Кавказе политики говорили лишь вскользь, а факт геноцида официально не признан до сих пор. Хотя в 2005 г. группа бывших жителей Грозного обратилась к президенту РФ именно с такой просьбой.
– Более наплевательского отношения к собственному народу трудно себе представить, – говорит юрист и правозащитник Борис Александров. – Постеснялись даже создать министерство по делам беженцев. В Уганде или Индии в подобных ситуациях запускалась государственная реклама помощи людям, оставшимся без крова, религиозные лидеры поощряли общенациональный сбор средств. В России беженцы не получали ни квартир, ни подъёмных, ни помощи в трудоустройстве – в лучшем случае давали землю в чистом поле и помогали собрать на ней ветхие домики.
В странах дальнего зарубежья россиянин мог рассчитывать только на себя. МИД даже не всегда систематизировал информацию, в каких странах граждане России сидели в тюрьмах.
– В девяностые годы мы пытались бороться с международной торговлей людьми, – говорит координатор Кризисного центра для женщин Елена Болюбах. – Помню, две молодые россиянки бежали из подпольного борделя в арабской стране, обратились в российское посольство. Дипломаты лишь порекомендовали им пару отелей, в которых можно заработать деньги на билет и фальшивые документы. В европейских странах иностранца без паспорта сажают в тюрьму и делают запрос властям его страны. Российский турист, у которого украли документы, мог просидеть так полгода – в МИДе никто не торопился ему помочь.
После крупных природных катастроф на телеэкранах мелькают самолёты МЧС с грузами для пострадавших. Но российские граждане чувствовали заботу далеко не всегда.
– Я чудом спасся во время цунами в Таиланде, – рассказывает петербуржец Михаил Соколов. – Когда нас доставили в аэропорт Бангкока, там дежурили дипломатические работники всех стран мира, кроме России. Двум дайверам, у которых из имущества остались одни плавки, работники посольства помогли: дали бесплатно позвонить в Москву, чтобы прислали денег. Нас вывозили в Москву транспортным бортом МЧС. Перед полётом с каждого брали расписку, что мы не претендуем на самолётное питание. А лететь 10 часов.
В конце 1990-х Госдума приняла закон об обязательном страховании граждан, выезжающих за границу. В случае травм или болезней страховая выплата должна составить не менее 1,2 млн. рублей. Но, по сути, закон написан в интересах страховых компаний, а не туристов. Последние за лечение платят из своего кармана, а получить потом компенсацию по страховке очень сложно. Поводом для отказа может быть форс-мажор вроде цунами. Не на что рассчитывать, если отдыхающий выпил пива, занимался экстремальными видами спорта (катался на лыжах или велосипеде) или вышел за территорию отеля без представителя турфирмы.
Родина-мать зовёт
Но власть почему-то всегда считала, что народ её искренне любит, а уезжает только по недоразумению. К 2005 г., когда цены на нефть били все рекорды, а федеральный бюджет распух от денег, у Кремля появились амбициозные планы по возвращению соотечественников из-за границы. В Украине осталось более 8 млн. русских, в Казахстане – 3,8 млн., в Узбекистане – 1,1 млн., в Латвии – 0,6 миллиона. Людей, отметивших в ходе переписей своё русское происхождение, в мире насчитывается 22 млн., а оценки МИДом реального числа русских за границей доходили до 30 млн. человек. В ходе опросов до 90% из них отмечали, что причиной их отъезда явились те или иные действия властей, но правительство это не смутило. В СМИ стало модным рассказывать о русских диаспорах в Австралии или Парагвае, образовавшихся ещё до 1917 года. Наконец заговорили и о брошенных за границей туристах, разработали пакет мер.
К сожалению, большинство из них свелось к пиару. Различные международные рейтинги фиксировали: имидж России в мире неважен – лучше Турции, но хуже Египта. В ответ создали международную телекомпанию Russia Today, на содержание которой в 2011—2013 гг. планировалось выделить 6,4 млрд. рублей из федеральной казны. Однако в проекте бюджета на 2013 г. Russia Today отводилось уже 11,2 млрд., причём лично президент Путин назвал телекомпанию среди трёх СМИ, которым финансирование сокращать нельзя. Не исключено, что оно ещё возрастёт, хотя с 2006 г. проект уже «съел» около 30 млрд. рублей.
К 2009 г. европейская аудитория Russia Today составила 7 млн. человек, но наметившееся улучшение в восприятии страны перечеркнули война с Грузией, признание Абхазии и Южной Осетии, новый процесс над Ходорковским, скандалы с «дворцом Путина» и депутатской охотой в заповеднике на Алтае. Но российская страсть к показухе уже помножилась на возможности федерального бюджета.
С 2007 г. запустили госпрограмму содействия переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, на которую в первый год потратили 8 млрд. рублей. Спустя полгода зазвучали победные рапорты: якобы 300 тыс. русских из Прибалтики, Украины и республик Средней Азии готовы приехать в одну только Калининградскую область. Правда, к июлю 2009 г. реально переселились всего 1811 человек на всю Россию. Получалось, что каждый полупьяный колхозник из Молдовы обходился стране по цене трансфера футболиста премьер-лиги.Для сравнения, по оценке Счётной палаты, только в 2009–2011 гг. из России эмигрировали 1,25 млн. россиян. В 2011 г. ВЦИОМ обнародовал данные опроса, проведённого в 46 субъектах Федерации: 20% россиян хотели бы уехать на ПМЖ за границу.
– Уезжают главным образом специалисты, знающие иностранные языки, а большинство приезжих соотечественников куда менее квалифицированны, – говорит социолог Сергей Прозоров. – Эмигранты отмечают невозможность развивать в России бизнес на законных основаниях, отсутствие гарантий собственности и коррупцию. Из-за откатов цены на недвижимость в нашей стране неадекватно высоки. И среднему классу выгодно продать однокомнатную квартиру в Москве и купить целый дом под Мюнхеном. Российские цены на жильё отпугивают и потенциальных переселенцев. Вместо того чтобы решать эти проблемы, власть работает «под дурачка»: пиарит русский язык, устраивает праздники с угощением, раздаёт красивые буклеты.
Ситуация начала выправляться, только когда стали платить подъёмные: с сентября 2012 г. при переезде в «приоритетные территории» (Дальний Восток, Забайкалье) единовременно выдают 240 тыс. рублей. Едут в основном из Казахстана, русских среди них 70%, с высшим образованием – 37%. Показательно, что иммиграция в Россию из Прибалтийских республик минимальна. Хотя прокремлёвские СМИ регулярно рассказывают о дискриминации русских в Латвии и Эстонии. Однако в этих странах никогда не было этнических чисток: просто они не входят в СНГ и являются идеологическими оппонентами Москвы.
– В Латвии едва ли не самый высокий процент эмигрантов среди молодёжи среди стран Европы. Но едут на запад, а не на восток, – говорит историк Павел Мошков. – Средний доход на душу населения в Латвии значительно выше российского. Из-за пропаганды в России создалось впечатление, будто русским в Латвии не дают гражданство. Это ерунда – просто многим жителям оно не нужно. «Неграждане» не служат в армии, им проще ездить в Россию, а для многих это связано с бизнесом. Пожилые люди не хотят учить латышский язык и сдавать по нему экзамен. Они празднуют 9 Мая и держат в доме советские флаги, но их никаким калачом не заманишь в Россию жить.
Тем более в России в диких условиях проживают соотечественники, вернувшиеся ещё 20 лет назад. Если власти до сих пор не решили их проблем, то на что надеяться новоприбывшим? Например, в Борисоглебске (Воронежская область) в 1992 г. обосновались русские беженцы из Узбекистана и Таджикистана. Их посёлок в народе называют «Бочки». Он состоит из 30 садово-огородных домиков – фанера, обитая железом. По форме дома действительно напоминают бочку. Строили в чистом поле, и за 20 лет не появилось ни дорог, ни освещения, и даже скважина зимой промерзает. Некоторые «Диогены» так и не получили жилищных сертификатов, положенных вынужденным переселенцем, то есть даже «бочки» им не принадлежат.
– Формулировки отказа нас потрясают: «В Таджикистане вашей жизни ничто не угрожало», – рассказывает Лариса Астахова. – Хотя на наших глазах русских вытаскивали из автобуса, заводили за остановку и расстреливали. В Борисоглебске нас поначалу встречали тоже не очень радостно – мол, понаехали тут. От такой жизни люди умирают, едва дожив до 40 лет.
Русский мир
Среди зарубежных стран по количеству русского населения лидируют, разумеется, бывшие республики Союза. Правда, оценки их числа иногда расходятся вдвое: например, в Узбекистане русских от 600 до 1,2 млн. человек. В Казахстане – от 3 до 4,7 миллиона. Среди стран дальнего зарубежья лидируют США – от 3 до 4 млн. русских. Но самый стремительный рост происходит в новых направлениях.
В Финляндии русская диаспора всего за несколько лет выросла с 10 до 70 тыс. человек. В Венесуэле в 2000 г. русских насчитывалось единицы, но безвизовый режим, благоприятный климат, недорогие авиабилеты и умеренные цены сделали своё дело: сейчас здесь от 5 до 10 тыс. соотечественников. Вообще южноамериканское направление – самое быстрорастущее: Аргентина, Эквадор, Чили. Появились данные, будто в Бразилии проживает 200 тыс. русских, но такой размах «мечты Остапа Бендера» вызывает большие сомнения у демографов. Среди европейских стран россияне скупили огромное количество недвижимости на Кипре, в Черногории и Хорватии, но постоянно живут там немногие. Всё больше стран обнаруживают выгоды от отмены виз с Россией. Например, райское островное государство Сент-Люсия. И даже в беднейшей и опасной Эфиопии живёт около 1 тыс. русских.
Профессиональные «соотечественники»
Несмотря на неспособность решить элементарные проблемы переселенцев внутри страны, Россия продолжает тратить миллиарды на улучшение своего имиджа за рубежом. Хотя сам имидж, похоже, ухудшился по сравнению с 2006 годом. Логика несложная: для русских за границей никакие халявные праздники, конференции и буклеты не заменят нормального делового климата, приемлемых цен и кредитов. Точно так же в глазах обычного европейца пиар русского языка, балета, Достоевского и Гагарина не смоет с репутации России осадок грязных выборов, травли правозащитников и приговоров Навальному и PussyRiot. Нельзя сказать, что траты на имидж не приносят стране пользы. Но они циничны на фоне закрытия сельских больниц и школ. С ними Россия напоминает дурака-крестьянина, который напоил весь трактир, а семье привёз один чёрствый пряник.
С середины 2012 г. внешнеполитический курс страны именуют «мягкой силой», а его приоритетом должны стать бывшие союзные республики. Главным имиджмейкером страны назначено Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество). Агентство представлено в 77 странах мира 59 российскими центрами науки и культуры (РЦНК), 8 их филиалами и 18 представителями в составе дипмиссий.
В отчёте, опубликованном на официальном сайте Россотрудничества, сообщается, каких успехов удалось добиться в 2012 году. Например, достигнуты договорённости о создании культурных центров в Никарагуа и Сирии, «продолжена работа по согласованию» в Румынии и Сингапуре, а также торжественно открыт центр в Лаосе. В 2011 г. президентский указ приурочил День русского языка ко дню рождения Пушкина, в связи с чем на базе всех РЦНК состоялось более 400 тематических мероприятий. Языковой конкурс «Мой русский» прошёл в 25 странах, его победителей повезут в Россию. При активном участии Россотрудничества в Ереване прошёл II Съезд учителей и работников образования стран СНГ. А в ноябре 2012 г. в Москве состоялся III Всемирный форум иностранных выпускников российских (советских) вузов. По его следам решили создать ассоциацию афганских выпускников, которая будет работать в Кабуле «при поддержке Россотрудничества». И хотя это сильно напоминает советские слёты ткачих и доярок, бюджет агентства вырастет с 2,3 млрд. руб. в 2012 г. до 9,5 миллиарда.
Тем не менее в отчёте сообщается, что по-прежнему не решены важнейшие проблемы «расширения географии деятельности Россотрудничества и её адекватного финансирования, капитального обновления и модернизации РЦНК за рубежом, размещения центрального аппарата Агентства». С географией постепенно налаживается: хотя в бюджете не находится средств на нормальное захоронение бойцов Великой Отечественной, зато проведена «значительная работа» по восстановлению русского участка кладбища Тестаччо в Риме.
Инструментом «мягкой силы» называют также Российскую ассоциацию международного сотрудничества (РАМС), в которую входят около 100 обществ дружбы по всему миру. В 2012 г. новые общества созданы в Танзании, Никарагуа и, что особенно важно, на Сейшельских островах. Также в «мягкой силе» участвуют фонд «Русский мир», фонд Андрея Первозванного, Библиотека – фонд «Русское зарубежье», Российский фонд культуры, Международный совет российских соотечественников, Международная ассоциация молодёжных организаций соотечественников, Международная ассоциация «Породнённые города», Московский союз обществ дружбы, Санкт-Петербургская ассоциация международного сотрудничества и т.д. У всех этих организаций свои пиар-задачи и бюджеты, львиную долю которых составляют казённые средства. Но, видимо, этого блока недостаточно: Россотрудничество пытается воссоздать Российский союз обществ дружбы (РСОД) и возобновить деятельность в Москве Дома дружбы с народами зарубежных стран. Но пока не встречает «достаточной поддержки». Также в отчёте агентства выражено сожаление, что его не допускают к деньгам на рекламу Универсиады в Казани, Олимпиады в Сочи, чемпионата мира по футболу и Всемирной выставки в Екатеринбурге в 2020 году. Пока на эту тему прошли лишь «ограниченные серии» фотовыставок, презентаций и круглых столов в Индии, Великобритании, Италии, Финляндии, Украине, Кипре, Люксембурге, Аргентине и Бразилии.
Осенью 2012 г. в Таврическом дворце Петербурга прошёл IV Всемирный конгресс соотечественников, на который собралось 500 делегатов из 94 стран мира. То есть провести такое мероприятие стоило вряд ли дешевле экономического форума. Правда, миллиардных контрактов здесь не заключалось, а рациональный остаток с трудом удалось сформулировать. Глава Россотрудничества Константин Косачёв сообщил, что в странах СНГ у России должно быть 3–5 центров науки и культуры. Даже лояльные СМИ давали заголовки: «На съезде обошлось без сенсаций».
– Появляются «профессиональные соотечественники» для представительства на сотнях мероприятий во славу России за рубежом, – говорит юрист Андрей Воробьёв. – В некоторых фондах попечительский совет насчитывает от 20 до 40 человек. Общаться они предпочитают со своими журналистами, которых также возят на мероприятия за бюджетные деньги. Хотя в мире давно нет недостатка информации, а расхождение между словом и делом всегда отрицательно сказывается на репутации.
Чтобы улучшить имидж страны, нужно быть, а не казаться. Например, реальную борьбу с коррупцией все сразу заметят. Это когда самые дешёвые в мире таджикские рабочие не строят самые дорогие в мире дороги. А асфальт не покидает их вместе со снегом. Это когда проводится экспертиза госконтрактов. А если клумба на Тверской улице обходится бюджету в 8 млн. рублей, то чиновник, подписавший такой договор, сразу оказывается за решёткой. Когда магистры наук знают хотя бы школьную программу. Когда разорительная для страны показуха оборачивается возмущением общества, с которым властям придётся считаться. В такой стране люди скорее захотят жить – без всякой рекламы, круглых столов и видеоконференций.
Спасение отъезжающих
Внезапная озабоченность правительства положением российских туристов за границей выразилась в создании ассоциации и фонда «Турпомощь». Фонд обязали пополнять всех туроператоров: по 100 тысяч рублей вступительного взноса плюс 0,1% с оборота фирмы (но тоже не менее 100 тысяч). В ассоциацию вступило около 2 тыс. туроператоров, а значит, только взносы позволили аккумулировать 200 млн. рублей. Некоторые игроки рынка назвали такие условия грабительскими: мелкие фирмы вынуждены переквалифицироваться из операторов в агенты, чего якобы и добивались лоббисты создания «Турпомощи».
Улучшится ли от этого положение туристов? В 2009 г. студентка из Чувашии Рената Виноградова, находясь в ОАЭ, потеряла паспорт. Она обратилась в полицию, и её обвинили в «нарушении правил пребывания в стране». Суд эмирата Дубай оправдал Виноградову, но оказалось, что на свободу её выпустить нельзя: российское консульство несколько месяцев не могло подготовить outpass (временное свидетельство о возвращении на родину). А без него по территории ОАЭ передвигаться нельзя и билет на самолёт не купишь. Начальник тюрьмы в Дубае дважды давал Ренате машину с охраной, чтобы она съездила в российское консульство. Но заботливые соотечественники говорили: «Зачем вы приехали? Сидите и ждите, когда мы сами с вами свяжемся». По словам жительницы Волгограда Галины Кураповой, после задержания её дочери в Испании из-за проблем с визой работники российского консульства пытались получить с неё деньги «за юридическую помощь». А когда бизнесмена Петра Макайкина похитили в Ираке и пытались шантажировать его семью в России, российские дипломаты отказались в этой связи ездить по территории Ирака – ведь в стране очень неспокойно.