Аргументы Недели → Тема номера № 35(276) от 08.09.2011

Рывок в цифровое будущее отменяется?

Кто саботирует программы «Электронная Россия» и «Информационное общество»

, 17:29

Еще в начале 2010 г. вся огромная Россия должна была жить как Единый Огромный Компьютер (именно к этому сроку заканчивала свои полномочия Федеральная целевая программа «Электронная Россия»). И каждый из россиян должен был быть «привязан» к этому компьютеру невидимой ниточкой. Эта связь обещала каждому россиянину отменное здоровье (программа «Электронное здравоохранение»), возможность учиться и учить («Электронное образование»), участвовать в выборах («Электронные выборы»). Еще этот исполинский компьютер мог бы помочь каждому из нас не топтаться в предбаннике у чиновников (программа «Электронное правительство»): получать все справки за несколько минут (а не в течение года).

Но что-то в работе компьютера будущего не заладилось. Об этих сбоях «АН» рассказывали в своих материалах. Ко всему прочему работой «Электронной России» заинтересовалась Счетная палата РФ (деньги-то в программу вложены огромные). Следом интерес проявила и Генеральная прокуратура. В конце августа на новостных лентах появились сообщения, что часть «электронных» денег уже смыло в офшоры.

Выходит, рывок в светлое будущее для россиян отменяется по прихоти чиновников, которые продолжают думать только о собственном кармане?

Черные списки

Многие из федеральных целевых программ (ФЦП), стартовавших несколько лет назад, к сожалению, остались лишь пустым звуком. Но они проглотили вагоны денег. Один из ярких примеров – программа «Электронная Россия». На бумаге программа реализуется с 2002 г., но ощутимых результатов так и не принесла. В правительстве наконец осознали, что программа завязла по самые уши. Даже стали составлять «черные списки» высокопоставленных чиновников, из-за неповоротливости которых происходит срыв таких важных проектов. В список, составленный Комиссией по внедрению информационных технологий, уже угодили три заместителя министра и девять заместителей глав федеральных агентств и служб. Именно по их вине не удается перейти на систему межведомственного взаимодействия.

Среди «двоечников» – заместитель руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам Сергей Харламов, заместитель руководителя Роснедра Олег Монастырных, замглавы Росморречфлота Сергей Кондратьев, заместитель главы Роскосмоса Сергей Пономарев, замглавы Росстандарта Евгений Петросян, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Цариковский, заместитель директора Федеральной службы исполнения наказаний Николай Криволапов. Не справляются с поставленными задачами первый заместитель министра иностранных дел Андрей Денисов, заместитель министра обороны Михаил Мокрецов, заместитель министра Минспорттуризма Юрий Нагорных, первый заместитель директора Рособоронзаказа Людмила Воробьева и заместитель руководителя Федерального медико-биологического агентства Владимир Романов.

Не слишком ли большой список? И почему в нем сплошь одни замы?

Из почты «АН»

Живу в 15 км от Москвы и не могу провести Интернет. Три компании бьются в судорогах, решая, кому тянуть кабель в поселок из 20 домов. А всего-то надо протянуть чуть более 300 м! Решают уже более трех лет.

Денис Давыдов, Московская область

Я и не знал, что такая программа («Электронная Россия») вообще существует. Может быть, властям, особенно на местах, выгодно, чтобы народ не знал про виртуальные приемные? Так же, к примеру, как и о действующей программе «Жилищные сертификаты»?

 Михаил Панин, Пермь

Большинство громких проектов не увенчались успехом, как и программа «Электронная Россия». Возьмем, к примеру, ФЦП «Доступное жилье». Есть определенная специфика: деньги выделяются, бюджет осваивается. А наличность уходит в офшоры. Кто это может остановить? ФСБ, МВД, президент? Почему не останавливают?

Евгений Почечикин, Орел

В огороде – бузина, а в Киеве – дядька

Тем временем Счетная палата провела проверку трат денег (вернее будет сказать, растрат) на внедрение «Электронной России». Выводы печальные.

– Разработка и внедрение типовых программных решений для органов государственной власти в рамках ФЦП «Электронная Россия» носит единичный характер, – сообщил аудитор Счетной палаты Александр Пискунов. – Закупка и внедрение программного обеспечения для государственных нужд производится без учета необходимости стандартизации форматов и протоколов обмена данными, вследствие чего возникают несовместимость программно-технических решений и невозможность обмена данными между различными госорганами.

Один из проектов ФЦП – общероссийский государственный информационный центр (ОГИЦ) – СП критикует отдельно. Проверка показала, что с 2009 г. работы по развитию ОГИЦ прекращены, что формирует риск утраты достигнутых результатов. В отчете Счетной палаты говорится и о низких показателях эффективности и продуктивности госзакупок Министерства связи и коммуникаций. Подрядчики министерства часто срывают сроки выполнения работ по конкурсам. Но штрафные санкции к ним не применялись.

В общем, налицо срыв госпрограммы. В июне 2011 г. Государственная дума спешно приняла поправки к закону 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Эти поправки сводят на нет саму идею электронного правительства. Уже введен перечень из 18 типов документов, которые гражданам придется представлять в госорганы лично, хотя «Электронная Россия» в самом начале своего внедрения в массы предполагала освободить россиян от этой головной боли. Все вернулось на круги своя.

Зачем же столько лет огород городили? Да и как можно было поручать такое важное дело малообразованным чиновникам, составляющим большинство нынешнего правительства?

Мошенничество в особо крупном размере

Генеральная прокуратура России уже передала в МВД документы о хищении денег в процессе реализации программы «Электронная Россия».

По данным следователей, стоимость оборудования и программного обеспечения была завышена на 270 млн. рублей. За программное обеспечение министерство заплатило одной из компаний, поставляющей оборудование IBM, 653 млн. руб. при фактической стоимости 383 млн. рублей. Одним из основных поставщиков оборудования совершались сомнительные операции: 150 млн. рублей ушли в офшоры. Прокуратура обнаружила конфликт интересов у лиц, работавших в Ростелекоме и в компании, закупавшей технику для «Электронной России». Минкомсвязи перечислило Ростелекому 10 млн. рублей за экспертизу программы создания технопарков. Но работы не выполнялись, а отчет о них состоит из материалов, ранее подготовленных Минкомсвязи.

Прокуратура усмотрела в этих фактах признаки мошенничества в особо крупном размере.

Надо заметить, что оборудование IBM не впервые попадает в поле зрения правоохранителей. В 2006 г. МВД проводило расследование поставок оборудования IBM в Пенсионный фонд. Вскоре глава Пенсионного фонда Геннадий Батанов был отправлен в отставку. В МВД заявили, что ущерб, нанесенный государству при поставках оборудования в Пенсионный фонд, составил 200 млн. рублей.

Но как же тогда расследуются уголовные дела, если мошенники снова облапошили государство?

Заметки на полях

Более 75 млн. россиян (из 142 млн. населения) все еще не имеют доступа во Всемирную паутину.

Запрос депутата Пономарева

Все то, что происходило в лабиринтах «Электронной России», наверное, так бы и осталось тайной за семью печатями, если бы не запрос в Генпрокуратуру депутата Госдумы Ильи Пономарева. Депутату стало известно, что Минкомсвязи в 2009 г. заключило с Ростелекомом контракт на сумму около 1 млрд. рублей. Компания обязалась выполнить комплекс работ по формированию инфраструктуры «Электронного правительства». Контракт был заключен 12 ноября 2009 г., а в качестве срока его исполнения было указано 15 декабря того же года.15 ноября 2010 г. ведомство заключило с Ростелекомом новый контракт на сумму свыше 1 млрд. рублей, а сроком выполнения назначило 10 декабря. Оба контракта совершенно идентичны по характеру работ. Суммы контрактов, описанных в депутатском запросе, совпадают с цифрами в документах Генеральной прокуратуры. В ходе проверки государственных контрактов Ростелекома стоимостью более 2 млрд. рублей были получены данные, свидетельствующие о хищении части этих средств путем обмана или злоупотребления доверием. При расхищении государственных денег применялись стандартные схемы – использовались фирмы-посредники и офшоры, а также оплачивались невыполненные работы. В итоге суммы контрактов удваивались. Получается, что схемы давно отработаны и опробованы.

«Информационное общество»: дубль два

О проблемах с реализацией программы «Электронная Россия» неоднократно заявляли президент Дм. Медведев и премьер В. Путин. Возможно, что это и вызвало необходимость создания новой программы «Информационное общество». Президиум правительства уже одобрил ее проект на 2011–2020 годы. На реализацию решено привлечь 88 млрд. руб. из федерального бюджета и ежегодно по 50 млрд. руб. из региональных бюджетов.

 

Сформировано шесть подпрограмм: качество жизни граждан и условия развития бизнеса; электронное государство и эффективность государственного управления; российский рынок информационных и телекоммуникационных технологий; базовая инфраструктура информационного общества; безопасность в информационном обществе; цифровой контент и культурное наследие.

Но где гарантия, что «Информационное общество» не постигнет та же участь, что и его старшую сестру – «Электронную Россию»? Исполнители программы – те же.

Ивановская область: выручают многофункциональные центры 

А как регионы справляются с отсутствием информационных технологий?

В середине июня с.г. в городе Плес (Ивановская область) обсуждалась работа органов местного самоуправления Центрального федерального округа по внедрению государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Полпред президента в ЦФО Г. Полтавченко (уже бывший) тогда отметил, что уровень готовности регионов к предоставлению муниципальных и государственных слуг в электронном виде в округе очень разный.

Среди лидеров – Липецкая, Калужская и Воронежская губернии. Но лучше всего обстоят дела в Ивановской области. В остальных губерниях ЦФО дела откровенно плохи. Среди основных проблем, сдерживающих внедрение муниципальных и государственных услуг, назывались неравномерное покрытие высокоскоростным Интернетом городов и районов, а также неготовность некоторых граждан к получению услуг в электронном виде. Для отдаленных муниципалитетов было рекомендовано внедрять в работу мобильные МФЦ (многофункциональные центры).

Губернатор Ивановской области Михаил Мень поделился с журналистами опытом работы:

– У нас создана и отлично зарекомендовала себя сеть МФЦ. Ставку делаем на внедрение дистанционных информационных точек доступа.

Вопрос: когда же остальные 14 регионов в Центральном федеральном округе смогут догнать Ивановскую область?

Костромская область: проект «Сельская связь»

В Костромской области своя радость – в конце августа стартовал федеральный проект «Сельская связь». Объем инвестиций составил 8 млрд. рублей.

Первым в списке на получение телекоммуникационных технологий оказался поселок Апраксино под Костромой. Связисты уже заканчивают монтаж современной цифровой станции. Она даст местным жителям качественную телефонную связь, скоростной Интернет и сотню телеканалов. Апраксинская средняя школа стала первой в регионе: 1 сентября там заработал проект «Электронная школа».

Тем, у кого нет собственного компьютера и выхода в Интернет, помогут инфоматы. Со временем они появятся в селах вместо привычных таксофонов.

Но это будет, как выяснилось, не завтра. А только через два года всех жителей сел и деревень Костромской области обеспечат качественной мобильной связью, а еще через три года – доступом к скоростному Интернету и электронным госуслугам. Получается, ждать-то надо – не месяцы, а годы! Вот они, результаты кривой работы «Электронной России».

Электронная урна

Но как же быть? «Электронная Россия» провалилась: ни Интернет, ни мобильная связь, ни цифровое ТВ так и не пришли массово в регионы страны. Россия явно пятится назад.

Президент Дмитрий Медведев меж тем торопит: к 2015 г. следует установить электронную систему подсчета, которая сможет обработать 90% голосов избирателей. 9 из 10 избирательных участков должны быть оснащены специальными электронными системами голосования. Они должны исключить возможность подтасовок и манипуляций результатами. Установка электронного оборудования для выборов потребует от федерального бюджета значительных расходов. Но деньги в стране есть. Нет другого – отдачи от этих денег для России. Поэтому рывок в цифровое будущее пока отодвигается на неопределенный срок. Далее. Неоднородное развитие субъектов РФ (нехватка квалифицированных сотрудников, бюджетных средств, отсутствие поддержки со стороны региональных лидеров) не позволяет им в равной степени взаимодействовать как с федеральным центром, так и между собой. Получается своего рода замкнутый круг.

И поэтому сегодня нет ответа на многие вопросы: как будет развиваться новая программа «Информационное общество»? Будет ли введена универсальная электронная карта? Появится ли Единый медицинский портал? Электронное правительство? И как дальше будет жить русская глубинка, если Интернет нельзя провести (как пишет наш читатель) даже в 15 км от Белокаменной?

Универсальная карта: быть или не быть?

Сегодня, после неудачи с внедрением «Электронной России», под вопросом оказалось продвижение многих проектов. С января 2012 г. в России планировали запустить такой мегапроект, как универсальная электронная карта. Она могла бы помочь гражданам в любой точке России осуществлять полное взаимодействие с государством: карту обещали сделать идентификатором личности, она должна была иметь медицинское, пенсионное, транспортное, платежное, банковское, страховое и ряд других приложений. И это еще не все.

На региональном и муниципальном уровне карту обещали дополнять собственными электронными приложениями, то есть «подвешивать» еще и региональные и муниципальные услуги. В общем, не жизнь была бы, а сказка! Но из-за того, что «Электронная Россия» завалилась и воровство в этой сфере продолжается, никто не может сказать – а будет ли внедрена универсальная электронная карта? К тому же почти треть населения России живет в сельской местности, где доступ к электронным услугам сильно затруднен.

Окинавская хартия

Немного истории. В далеком 2000 году на саммите стран G8 в Японии Россия подписала Окинавскую хартию глобального информационного общества. В соответствии с этой Хартией были определены обязательства, как России, так и другим странам «Большой восьмерки», способствовать распространению информационно-коммуникационных технологий. И преодолевать информационное неравенство, угрожающее многократно усилить социальное и экономическое неравенство. Новые цифровые технологии должны были стереть все границы взаимодействия между людьми и дать возможность мгновенно обмениваться информацией на любом расстоянии. С этой целью и была принята ФЦП «Электронная Россия».

Через несколько лет, в феврале 2008 г., была принята Стратегия развития информационного общества в РФ. Она определила основные направления развития информационного общества в России на период до 2015 г., задала ориентиры и контрольные значения. Была поставлена амбициозная цель – ворваться в двадцатку стран-лидеров к 2015 г. (с 50–60-х мест в международных рейтингах). В декабре 2009 г. принят трехлетний план реализации Стратегии до 2011 года. На смену «Электронной России» в начале 2011 г. пришла новая программа «Информационное общество». Так что у нас еще есть время до 2015 года. Возможно, успеем и перестанем позориться перед всем цивилизованным миром?

Фантазии Татьяны Голиковой

А что происходит в отечественной медицине? Не первый год СМИ пишут о Едином медицинском портале, который мог бы существенно облегчить жизнь и доктора, и пациента. Оказывается, некий мегапроект (под «крышей» программы «Информационное общество») зреет в недрах ведомства Татьяны Голиковой. Там готовят общую концепцию по информатизации сферы здравоохранения до 2020 года. Обещают: пациенты через Интернет смогут проверить квалификацию своих лечащих врачей. Пациентам начнут выписывать «электронные рецепты».

 В более отдаленной перспективе – электронная история болезни на каждого пациента, запись на прием через Интернет и проход через больничный турникет по пластиковой социальной карте. Еще в планах – переход на электронные медицинские карты. Ее планируют сделать единой. И когда пациент придет на прием, врач не будет выписывать ему бумажный рецепт, а вышлет электронный запрос в аптеку. Доктор подтвердит своей электронной профкартой необходимость выписанного лекарства. Пациенту нужно будет только прийти в аптеку и по своей универсальной электронной карте получить лекарство. Эту систему уже внедрили в Астрахани и Уфе (но в России 83 региона. – «АН»).

Выходит, все это есть пока только на словах. И мало чего на деле. Деньги же выделяются огромные. Сколько их опять окажется в налоговых «гаванях»?

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram