Случившийся в Сирии коллапс армии и власти требует тщательного изучения. Наверняка не обошлось и без традиционного для Востока большого предательства в верхах ВС САР, Мухабарата, правившей партии «Баас» и местных элит. Сыграли роль экономические и политические проблемы, которые откровенно слабо решались в Дамаске. Но не только в этом дело. Когда всё началось, сразу было видно, что Иран, по сути, самоустранился от реальной военной помощи союзнику. В отличие от России, которая в итоге сохранит свои базы.
Когда всё закончилось, хотя это скорее не конец, а лишь начало дезинтеграции страны по ливийскому сценарию, то очень показательным оказался тот факт, как основные союзники Башара Асада отреагировали на случившееся. Иранцы закрыли посольство, вывозят людей. А Россия ничего не закрыла. Военные на объектах и базах продолжают нести службу, и даже в город некоторые выезжают без особой опаски. Хотя, казалось бы, власть в Сирии захватили те, кого наши авиация, ракетные войска и артиллерия да и флот методично вбивали в пыль долгие годы. Видимо, были некие договорённости на этот счёт заранее?
И тут очень интересен вопрос, что будет с базами ВС РФ Хмеймим и Тартус. Скорее всего, с малых объектов и баз по всей территории Сирии, которые были нужны России в основном для обеспечения боеспособности ВС САР против боевиков, мы уйдём. А вот «Химки» и «Тортугу» (так называют эти базы на военном сленге группировки в Сирии) никто трогать не будет. Соглашения о них заключены надолго и расторжению не подлежат. Хотя наверняка те, кто окажется в итоге у власти в Сирии, попытаются поторговаться. Эту информацию уже подтверждают даже западные СМИ, которые обычно настроены негативно к Москве.
Да и выгнать армию ядерной сверхдержавы из страны, когда она этого не хочет, достаточно проблематично. Американцев из Сирии выставить окончательно так и не удалось. С Кубы из Гуантанамо их тоже так и не отправили домой. Почему Россия должна действовать по-другому? Вероятно, это понимают и те, кто может оказаться у руля в Дамаске.