В США новый скандал. На днях выяснилось, что, по данным контрольного органа Конгресса, все версии истребителя F-35, самой дорогостоящей в мире программы вооружений, не соответствуют минимальным показателям боевой готовности уже шесть лет подряд. И это несмотря на то что армия, флот и корпус морской пехоты уже потратили 12 млрд долларов, или около 21%, из 57,2 млрд, выделенных на эксплуатацию и техническое обслуживание этих самолётов. Такие данные содержатся в опубликованном в начале недели отчёте Счётной палаты США.
Американский ВПК – это очень дорогое удовольствие. Причём сейчас он уже не гарантирует качество. Согласно оценке, проведённой по поручению Конгресса, самолёты F-35 всех трёх родов войск американской армии не достигли необходимых уровней боеготовности ни в один из моментов периода с 1 октября 2017 г. по 30 сентября 2023 года. При этом более тысячи F-35 уже поставлены американским военным и союзникам США. Всего же программа по их выпуску предполагает производство более 3 тыс. новейших самолётов-невидимок. Первые F-35 были объявлены действующими ещё в 2015 г. и были поставлены в корпус морской пехоты. На следующий год начались поставки в ВВС, а в 2019 г. – на флот.
В новой оценке не приводятся конкретные проценты целевой готовности, однако в отчёте от сентября 2023 г. утверждалось, что уровень боеготовности парка F-35 в марте того же года составлял всего около 55%. Столь низкие показатели боеспособности объясняются проблемами с хранением и организацией технического обслуживания. Причём в прошлом году проблему признал даже генерал-лейтенант ВВС Майкл Шмидт, который является руководителем программы F-35. Он даже был вынужден начать проведение так называемой «войны готовности» с целью повышения уровня боеспособности вверенных ему истребителей. Но, судя по новым данным, и эта программа провалилась. В такой ситуации у властей США есть только один выход – продолжить выделять огромные деньги на эти неудачные истребители, поскольку замены им просто нет.