Европа озадачена. Как пишет ведущая французская газета Le Figaro, западные санкции ударили по традиционным морским маршрутам экспорта России, но у нашей страны уже появляются альтернативы. Причём по мировым меркам этот процесс идёт очень быстро. Сейчас набирает вес коридор перевозок «Север – Юг» через Каспийское море – в Иран и Индию. В Евросоюзе его уже называют альтернативой Суэцкому каналу.
ДЕЛО в следующем. В случае полной реализации этого проекта товары из Санкт-Петербурга будут идти в Бомбей от 15 до 24 дней. Сейчас же такие поставки через Суэцкий канал занимают минимум 30 дней, а могут продолжаться и 45 дней. Словом, скорость увеличится примерно в два раза.
Впрочем, пока это планы. Как признают эксперты, значительный объём перевозки товаров по этому маршруту будет достигнут не раньше 2030 года. То есть через 6–7 лет. За это время, как говорится, может многое случиться. Даже такая фантастика, как частичная отмена антироссийских санкций. Поэтому пока данный проект ещё не вышел из так называемой зоны неопределённости с экономической, финансовой и геополитической точек зрения. К тому же пока на Каспии наблюдается недостаток судов, не хватает и инфраструктуры для перевозки контейнеров, есть проблемы со страхованием и оплатой. Пока точно предсказать динамику торговых потоков невозможно.
Тем не менее подобные перспективы уже пугают Запад. Буквально на глазах Москва переориентируется на Восток. Как пишет Le Figaro, происходит невиданный рост торговли России с Индией: оборот утроился за первое полугодие 2023 г., достигнув 33 млрд долларов. Растёт и торговля нашей страны с Ираном: прибавка составила 20%, а торговый оборот достиг 4, 9 млрд долларов.