Знаменитый на весь мир балет Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик» неожиданно оказался под угрозой. Ровно за месяц до католического Рождества стало известно о том, что Берлинский государственный балет снял это произведение из своего репертуара из-за некоторых танцев, которые в нынешней обстановке борьбы с расизмом на Западе показались немцам неполиткорректными.
Удивительно, но у немцев подозрения в расизме вызвали танцы… кукол. Напомним, по сюжету балета во дворце сластей танцуют ожившие куклы из разных стран – России, Дании, Испании, Китая. Немцам не понравилось, что китайский танец показывает «стереотипно семенящие шаги». Мол, может обидеться многочисленная китайская диаспора, да и в Пекине не обрадуются. Большие претензии и к арабскому танцу с куклами-женщинами из гарема и солистом с коричневым макияжем на теле. Теперь его, видимо, отмоют добела.
Кроме этого за «Щелкунчика» взялись и в Лондоне. Впрочем, англичане не стали из-за танцующих кукол запрещать весь балет целиком. Они просто изменили одну сцену, как было сказано, из-за «оскорбительных намёков на гарем». В результате число танцоров в арабском танце было сокращено с четырёх до двух. Однако непонятно, почему четыре танцора – это гарем, а два – уже не гарем.
В завершение стоит напомнить, что началась эта кампания по «реформированию» «Щелкунчика» в национальной балетной труппе Шотландии. Там заявили, что балет «содержит расистские и карикатурные художественные элементы», которые непременно надо изменить. Что ж, остаётся только пожелать шотландцам создавать свои великие балеты, а не ломать чужие.