Блокировка Суэцкого канала контейнеровозом Ever Given оказала большое влияние на мировую экономику. Китайцы уже заявили о том, что увеличивают перевозку товаров по железной дороге через Россию. Идут разговоры и о более активном использовании Северного морского пути. А в Турции решили начать строительство канала «Стамбул».
О канале «Стамбул», который должен стать «дублёром» пролива Босфор, говорят уже давно. По планам он должен быть прорыт западнее европейской части Стамбула и соединить Чёрное и Мраморное моря. Его ширина должна составить 150 метров, а глубина – до 25 метров: через новый канал смогут пройти суда любого водоизмещения. Однако до последнего времени по разным причинам строительство не начиналось, в том числе из-за активных протестов турецкой оппозиции. Против проекта выступает даже нынешний мэр Стамбула Экрем Имамоглу. Он считает, что канал нанесёт городу больше вреда, чем пользы.
Но в конце прошлой недели на фоне многодневных неудач по разблокировке Суэцкого канала министерство окружающей среды и градостроительства Турции одобрило план строительства канала «Стамбул». Дескать, тянуть больше нельзя и решение принято с учётом всех вопросов и возражений. Приблизительная стоимость проекта оценивается в 10 млрд долларов.
Что ж, расширение мировой инфраструктуры – дело хорошее, но в данном случае новый канал может напрямую затронуть важные интересы России. До сих пор нет полной ясности о судьбе конвенции Монтрё. В Москве многие опасаются, что после открытия канала «Стамбул» она может быть пересмотрена – американские авианосцы смогут подойти к Крыму. Впрочем, пока турки это отрицают.