Два года назад стартовала программа поддержки энергетики, основанная на использовании возобновляемых источников энергии (ВИЭ). К ним относят солнце, ветер, воду (кроме крупных ГЭС), геотермальные источники, биотопливо, т. е. все источники, энергия которых неисчерпаема.
Пока на долю возобновляемых источников приходится 5% мирового производства электроэнергии. Причин развиваться, как минимум, две: экологическая безопасность и энергонезависимость. Но нестабильность в выработке мешает выйти на уровень промышленного потребления.
Реализовав план ГОЭЛРО, СССР сделал упор на развитие крупной генерации, передав в 90-е эстафету РАО «ЕЭС России». О зелёной энергетике руководство страны вспомнило лишь пару лет назад. Надо же окупать вложения РОСНАНО в производство солнечных модулей.
Правительство решило, что доля зелёной энергетики к 2020 г. может достигнуть 2,5%. Самые выгодные условия получили инвесторы в солнечную энергию: разыграно 60% квот. Из приходящихся на ветер разыграно всего 4%. К дискуссии вокруг ветра подключился А. Чубайс. О том, что капзатраты надо увеличить, а программу растянуть, великий реформатор энергетики изложил А. Дворковичу. О реакции вице-премьера пока неизвестно.
Станции, использующие «малую» воду, торф, свалочный газ, биогаз, биомассу, также не в чести. Якобы виновата девальвация рубля – ведь часть оборудования придётся закупать за границей.
По странному совпадению Евросоюз развивает экоэнергетику тоже до 2020 г., доводя её долю до 20%. Солнечные и ветряные тарифы с 2015 г. намечено снизить с 0,17 до 0,12 евро/кВт•ч (6,5 руб/кВт•ч). Дания рассчитывает к 2026 г. получать 100% энергии из возобновляемых источников.