Для окончательной разгадки «тайны Джоконды» или «улыбки «Моны Лизы», над которыми уже сотни лет бьются ученые десятков стран мира, возможно, придется эксгумировать хранящиеся во Франции останки создателя шедевра - великого итальянца Леонардо да Винчи.
Во всяком случае, с такой просьбой в правительство Франции, как сообщило сегодня британское издание «Дейли телеграф», уже обратилась группа итальянских ученых, уже давно работающих над этой крайне сложной и запутанной темой.
Как считают специалисты из итальянского Национального комитета по культурному наследию, «Мона Лиза» может на самом деле оказаться автопортретом да Винчи. Но для того, чтобы доказать или опровергнуть эту теорию, необходимо точно воссоздать лицо великого художника и изобретателя, что можно сделать только по его черепу. Только такое сравнение с использованием современных математических и графических теорий и практик обработки может дать окончательный ответ на мучительные вопросы: «Кто же она, эта Мона Лиза? Улыбается или же злится Джоконда? Или презирает всех вокруг?»
Но есть и еще одно препятствие. Прежде всего исследователям необходимо убедительно доказать, что останки, хранящиеся во французском замке Амбуаз в долине Луары, действительно принадлежат Да Винчи.
По данным издания, группа итальянских антропологов во главе с Джорджо Группьони уже достигла предварительного соглашения на эксгумацию с представителями французского министерства культуры и владельцами замка. Работы по извлечению останков, как ожидается, будут проведены летом этого года.
Напомним, что в прошлом году очередную попытку разгадать тайну улыбки Джоконды предприняли испанские исследователи. Нейробиологи из Института неврологии в Аликанте пришли к выводу, что улыбка Джоконды сменяется на серьезность из-за того, что глаз смотрящего на картину посылает в мозг противоречивые сигналы. Как объясняют ученые, различные участки сетчатки передают в мозг информацию разных категорий. Эти каналы кодируют данные о размере, ясности, яркости и расположении визуального поля. Когда в «борьбе каналов» побеждает один, человек видит улыбку, когда другой - Мона Лиза выглядит серьезной. Исследователи не сомневаются, да Винчи специально стремился изобразить такую полуулыбку.
Ранее, в 2005 году, ученые Амстердамского университета и специалисты из США пришли к выводу, что улыбка Джоконды содержит 83 проц счастья, 9 проц пренебрежения, 6 проц страха и 2 проц злости, и потому она воспринимается так неоднозначно. Тогда при помощи компьютерной программы исследователи сопоставили изображение с шестью основными эмоциями, которые может выражать улыбка.
В 2004 году одной из причин воздействия на зрителей картины был назван взгляд, который направлен на зрителя, с какого бы угла он ни рассматривал картину. К такому выводу пришли американские и британские ученые.
А в 2003 году профессор Маргарет Ливингстон из Гарвардского университета пришла к выводу, что эффект мерцающей улыбки связан с особенностями человеческого зрения. Согласно ее выводам, улыбка Моны Лизы очевидна только тогда, когда зритель смотрит не прямо на губы Джоконды, а на другие детали ее лица. Профессор обосновала это тем, что что прямое зрение хорошо воспринимает детали, хуже - тени.
Если с эксгумацией проблем не возникнет и хранящиеся во Франции останки да Винчи аутентичны, то есть, принадлежат имененно Великому Мастеру, разгадка «тайны Джоконды» окажется близка как никогда ранее.