Аргументы Недели → Спорт № 33(119) от 14.08.2008

Каждый китаец мечтает жить в Сочи

, 13:53

Город без неба

 ЧЕТЫРЕ американских велогонщика, прилетевшие в Пекин, сходя с трапа самолета, нацепили марлевые повязки. Они боялись задохнуться. Прибыв из солнечной Калифорнии и Флориды, парни попали в город, где нет неба. Вместо голубизны - матовая плотная дымка. Президент МОК Жак Рогге пообещал, что если уровень загрязненности воздуха станет запредельным, он даже перенесет марафон.
Словно испугавшись президента, Пекин разразился дождем. Это был тропический ливень.

 К моему несчастью, я в этот момент находился в открытом всем ветрам «Русском доме». «Какое же тут несчастье?» - скажете вы, вспоминая российские загулы в Турине, когда гости дома всю ночь напролет ели суповыми ложками черную икру, а наутро к ним приезжала итальянская полиция «зеленых». Несчастье было в том, что вместо икры на столе стояли картошка и селедка, а гостей угощали пивом «Балтика» - от нуля до девятки. И все это, напоминаю, под проливным дождем.

- Дайте мне «Вельвет». Или хотя бы «Старопрамен», - попросил я.
- Но у нас же русский дом, - логично ответили мне.
И были правы. В этот вечер состоялась презентация сразу двух Олимпиад, причем зимних - в Ванкувере‑2010 и Сочи‑2014. Под дождем на пластмассовом поле бегал мальчик в полной хоккейной форме, но босиком. Он старательно забрасывал шайбы в пустые ворота. Выглядела эта картина необычно.
- А что мне говорить? - спросил Саша Овечкин, который тоже приехал в Пекин.
- Скажи, Олимпиада в Сочи пройдет на офигенном уровне. Что-нибудь такое, - посоветовали ему.
- Ладно, тогда скажу от себя, - решил форвард и толкнул экспромт.

 Швейцарец Рене Фазель, президент Международной федерации хоккея, вообще начал речь по-русски. Правильно, нужно знать язык, на котором говорят главные спонсоры его конторы.
- Как дела, Александр? Сколько успели уже тут потратить? - поинтересовался я у Овечкина.
- 11 тысяч юаней ушли влет. На сувениры, брелки, магниты, статуэтки.
Представьте, сколько магнитов можно купить на 2 тыс. долларов. И как все это Овечкин повезет в Москву...

 Кстати, сувениры тут недешевые. Как рассказывал один из пловцов, из спортивного интереса он пытался сбить цену на брелок с 25 до 20 юаней (80 рублей). Не удалось - китаец встал в позу. Это вам не арабы, готовые торговаться до белого каления.

 Но в остальном - жить можно. Представьте себе такси, которое везет вас от «Лужников» в Бибирево за 150 рублей. Да, в Пекине вот такие расценки на авто. Это плюс. Минус в том, что таксист - мужчина в желтой рубашке и галстуке - повезет вас домой через «Выхино». Потому что совершенно не знает английского. Вот как ему, китайскому болванчику, объяснить, куда тебе нужно? Он только улыбается и качает головой. По городу меня кружили больше часа. Но экскурсия, повторю, всего за 37 юаней.

Немые волонтеры

 ЧТО ОБИДНО, и волонтеры тут немые. Иначе они бы мне рассказали, куда пойти, чтобы увидеть настоящий Китай. Олимпийский Пекин - это Москва‑1980. Опустошенный город, из которого вывезли половину населения и нежелательных элементов. В феврале, как рассказывали прыгуны в воду, тут были многокилометровые автомобильные пробки и давка на улицах. Сейчас - курорт. Если забыть о смоге.

 Олимпийскую деревню, кстати, все спортсмены хвалят. Такого, говорят, не было ни на одних Играх. Как бы ни хотелось шутить над китайцами, они все-таки молодцы. Если описать организацию одним словом, можно сказать: «умно». Если деревня большая, по ней обязательно будет ходить электрокар. Если начался дождь, тебе непременно всучат зонт при выходе. Если случайно наступишь китайцу на ногу, он скажет «ни хао», то есть привет. И будет при этом тебе мило улыбаться, внутренне содрогаясь от боли.

- Только представь себе ванкуверского (Олимпиада‑2010), лондонского (2012) или сочинского (2014) таксиста, которому ты наступишь на ногу, а он тебе улыбнется и возьмет 6 долларов за проезд, - сказал мне прыгун.

Фантазии не хватило

 КИТАЙЦЫ подняли уровень организации Игр на запредельную высоту. Даже страшно, дотянемся ли до такого мы в Сочи. Это вопрос уже не денег, а менталитета.

 Есть светлая идея - завезти на месяц к нам с миллиончик жителей Китая, чтобы они обустроили нашу Олимпиаду. Со своими фейерверками-драконами на церемонии открытия, аренами «Птичье гнездо» и «Водный куб», стойкими оловянными солдатиками, которые понатыканы в Пекине на каждом углу.

 После Игр пусть уезжают обратно. Или пусть остаются, и тогда для сочинцев каждый день будет как праздник. Я спросил жестами одного из китайцев. Тот закивал: «ся-ся», он готов ехать в Сочи. Это город его мечты. Тем более там не смог, а снег.

 Ну, а пока не так далеко от Сочи идет война. Эту тему на Олимпиаде не обойти. Во все эпохи во время Игр четырехлетия в землю закапывался топор войны, а в шкаф ставилась винтовка. Ко мне подходят, видя надпись «Russia» на футболке, выражают сочувствие. Есть и те, кто говорит: «Что же вы, трамтарарам, напали на беззащитную Грузию?» Но таких мало. И это точно не китайцы.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram