Во второй половине апреля отмечают дни рождения сразу несколько легенд нашего хоккея: 20 апреля – Александр Мальцев и Вячеслав Фетисов, 25 апреля – Владислав Третьяк. И так совпадает, что в эти дни мы видим развязку в финале, где ЦСКА бьётся с «Ак Барсом» за Кубок Гагарина.
«Ак Барс» – это Финляндия»
Может так получиться, что великий армеец Владислав Третьяк получит на день рождения Кубок Гагарина – если ЦСКА именно 25 апреля станет чемпионом. Об этом читатели узнают, уже когда газета выйдет в свет. Так или иначе, Третьяк часто приходит на «Арену ЦСКА» и лично наблюдает за игрой команды под руководством Сергея Фёдорова.
Вот что нам говорил Третьяк после того, как ЦСКА выбил СКА в финале Западной конференции:
– Я вообще за то, чтобы в КХЛ был перекрёстный плей-офф. Поймите, хотелось бы всё-таки увидеть борьбу между СКА и ЦСКА за Кубок Гагарина, это противостояние достойно финала. Знаете, я не хочу ущемлять кого-то с Востока, там тоже есть хорошие команды. Но мы видим одно и то же каждый год.
– Ничто не мешает провести эксперимент…
– Вот смотрите, почему НХЛ всё время что-то ищет? Овертайм в формате 3 на 3, буллиты, другие нововведения. Нельзя всё время одно и то же показывать. Поэтому КХЛ должна прислушаться к нашему мнению и мнению болельщиков. Это будет интереснее. Не может всё время, условно, Уфа играть с Казанью, а ЦСКА – со СКА.
«Боумен на меня обиделся за 1981 год»
Александр Мальцев – очень скромный человек, и его свежих цитат не найдёшь днём с огнём. Но истинные динамовские болельщики всегда знают, когда родился их кумир. И для них 20 апреля – священная дата.
Ну а для армейских болельщиков важно, что в этот день родился Вячеслав Фетисов, великий капитан хоккейной сборной Советского Союза. А в этом году Фетисов отмечает юбилей – ему исполнилось 65 лет.
– Какой хоккейный матч вы хотели бы посмотреть на свой юбилей, чтобы получить удовольствие?
– Даже не знаю, как ответить, – 1800 игр, 23 сезона… Мы не пересматривали свои победные игры. Да и атрибутику, которая сейчас могла быть очень ценной, не хранили. Администраторы раньше продавали нашу форму после турниров – думаю, что за копейки. У меня после чемпионатов мира и Олимпийских игр ничего не осталось.
– А победа над канадцами со счётом 8:1? За океаном тот Кубок Канады вычеркнули из памяти?
– Этот матч тоже стоит особняком. У меня был момент в последнем сезоне НХЛ. Прихожу на раскатку пораньше, мотаю клюшку. Тут заходит наш тренер Скотти Боумен: «Привет! Как вчера провёл вечер? Слышал, жена у тебя в Москву улетела. Чем занимался?»
«Да, – говорю, – хоккей смотрел». Боумен спрашивает: «Какой матч?» Я отвечаю: «Кубок Канады – 81». Скотти молча развернулся и в тренерскую ушёл, хлопнув дверью. Потом вышел на раскатку злой, бурчит: «Что-то я не помню – ты тогда играл или нет?» Я ему в ответ: «Скотти, ты же всех игроков с 60-х годов по именам помнишь, и кто каким хватом клюшку держал. А меня забыл? Я сыграл неплохо – плюс 3, пару передач сделал».
Прихожу на игру – смотрю, майки моей нет. Значит, не играю сегодня. То есть тренер меня снял с игры, за то, что я ему про 1981 год напомнил.
«Сегодня я – счастливый человек»
– В вашей телепередаче «Фетисов» наряду с ток-шоу прекрасно заходят интервью один на один. Если пофантазировать – какого гостя вы хотели бы пригласить к себе, чтобы поговорить по душам? Даже если выбирать из тех, кто уже ушёл из жизни.
– Хотел бы побеседовать с Михаилом Сергеевичем Горбачёвым. Мы с ним однажды пересекались. Было бы интересно с ним вновь пообщаться. Помню, он меня увидел, подошёл: «Слава, вот меня сейчас корреспонденты мучили. Но вы же в Советском союзе счастливо жили? Вы же всех побеждали. А они меня ругают…»
«Да, – говорю, – нормально жили. А вы зачем мою страну развалили?»
Горбачёв голову опустил и пошёл к выходу. Интересно было бы с ним поспорить, поговорить о том, что произошло тогда.
…Для меня отъезд в Америку стал отдельным этапом в жизни, пришлось постоять за свои права. Я горжусь, что тогда не соблазнился и не поддался, а сумел уехать достойно. Иначе вся моя жизнь сложилась бы иначе.
Если бы убежал, министром спорта в России никогда не стал, не участвовал в подготовке Олимпиады в Сочи. А сейчас, когда там пролетаю и вижу все изменения, тепло на душе. Три тысячи спортивных объектов, 400 катков, стипендии президента для наших олимпийских чемпионов, восемь лет сенаторства в Приморском крае; да и сейчас я депутат, посол пяти программ ООН, которые связаны с окружающей средой…
Никогда не хотел получить паспорт другого государства. Я российский гражданин и горжусь этим. Мне многое удалось сделать. И, надеюсь, ещё многое предстоит.