Проведение чемпионата мира в Африке выглядит несколько рискованным предприятием. Но что несомненно – это будет яркий и незабываемый чемпионат. Может быть, самый яркий из всех.
Первые жертвы – колумбийцы
Немало людей, в том числе среди видных футбольных личностей, скептически восприняли идею проведения чемпионата мира в Африке. Особенно – в Южной Африке. Первое, на что обращают внимание скептики: ужасающая преступность, свойственная этому региону. Каким получится событие, которое затевается как грандиозный праздник футбола, в условиях криминального разгула?
Ответ на этот вопрос будет получен позже. Но первые же дни заселения команд-участниц на южноафриканские квартиры дали основания полагать, что опасения небеспочвенны. Первой жертвой стала сборная Колумбии.
Две женщины-уборщицы из обслуги пятизвездочного отеля в пригороде Йоханнесбурга обокрали футболистов этой команды чуть ли не сразу по прибытии на место. Полиция сработала оперативно, и воровки уже предстали перед судом.
Инцидент произошел во время тренировки. Вернувшись в номер через какой-то час отсутствия в нем, футболисты обнаружили пропажу денег. Речь шла о 2700 долларов, которые хранились в чемоданах игроков. Пустячок, а неприятно.
Команды бабушек
По мере приближения чемпионата мира все большие слои населения в ЮАР охватывала футбольная лихорадка. Дошло до того, что свои команды там стали создавать даже… бабушки.
Деревня Нкованкова в провинции Лимпопо (660 км от Йоханнесбурга) выступила в авангарде новации. Женщины почтенного возраста, проживающие в ней, разделились на команды и начали два раза в неделю устраивать на местном поле самый настоящий футбольный матч – по всем правилам и со всей необходимой атрибутикой. Пример оказался заразителен: волна созданий «бабушкиных» команд прокатилась по всей стране. А вы говорите, не стоило давать Африке мундиаль… Где вы еще такое увидите?
Вувузеловы страсти
Быть или не быть вувузелам на трибунах? Этот вопрос сейчас как нельзя актуален для южноафриканских болельщиков да и участников чемпионата. Первым его поднял еще год назад президент Японской федерации футбола Мотоаки Инукая. Он был очень недоволен этим явлением во время Кубка Конфедераций, который прошел в ЮАР прошлым летом и являлся своего рода генеральной репетицией мундиаля.
«Мы обратились с просьбой исключить со стадионов этот шумовой эффект. Ведь зрителям не слышна даже их собственная речь, а футболисты не могут докричаться друг до друга с двух метров», – жаловался Инукая, никогда прежде не сталкивавшийся ни с чем подобным.
Вувузела – это африканская труба. Экзотический музыкальный инструмент издает настолько громкий звук, что он может сильно помешать проведению трансляций. А это уже серьезно. Телевизионные деньги – хлеб ФИФА. Густо намазанный икрой.
Телевизионщики тоже требуют положить конец шумовому беспределу на стадионах ЮАР. Но президент ФИФА Зепп Блаттер пока занимает нейтральную позицию. «Понятно, что эта самая труба немного мешает, – пытается он сгладить наметившиеся противоречия. – Но это, так сказать, местный колорит. Не знаю даже, можно ли его запретить. Мы все-таки в Африке, а не в Западной Европе. От него много шума, да. Но в то же время это энергия, ритм, музыка, танец… Одним словом, это Африка! Мы должны привыкнуть к этому, господа».
Футбольные специалисты, ощутившие зловещий эффект труб на себе, высказывают мнение, что подобная шумовая поддержка сыграет на руку южноафриканской команде. Которая, в общем-то, не бог весть как сильна, но благодаря вувузелам получит существенный бонус.
Об этом говорит, например, главный тренер сборной Таиланда Брайан Робсон, команда которого потерпела от сборной ЮАР разгромное поражение в контрольном матче в Нелспрейте (0:4): «Из-за постоянного гула во время матча тренеру невозможно донести до игрока какое-либо указание, и к этому нужно быть готовым. Если местные болельщики смогут создать во время чемпионата атмосферу, подобную той, что была на нашем матче, это станет серьезным подспорьем для игроков ЮАР».
Прекрасно осознает «козырность» шумовых труб и наставник хозяйской команды Карлос Альберто Паррейра. «Руки прочь от вувузел! – взывает он. – Мы хотим, чтобы они звучали все громче и громче!»