«Спартак» сделал второе по стоимости в своей истории приобретение: за 13 млн евро его пополнил 21-летний нападающий из Коста-Рики Манфред Угальде. Дело за малым: выяснить, насколько оправданна эта затрата.
Нападающий «Спартаку» был, безусловно, нужен: играть, имея в заявке одного чистого форварда в лице Соболева и 19-летнего Мелешина «на подхвате», несерьёзно. Усиления красно-белые искали активно – и нашли в Нидерландах, в «Твенте». Молодой костариканец, проводивший там третий сезон, невысок (1, 71 м), но в «Твенте» был одним из лучших по проценту выигранных воздушных дуэлей. Ярко выраженный правша, хотя в этом сезоне чаще забивал левой, чем правой. Обладает неплохим дальним ударом и вообще в команде был самым бьющим.
В этом сезоне Угальде провёл за «Твенте» 25 матчей во всех турнирах, забил 9 мячей и отдал 7 голевых передач. Если в «Спартаке» новичок будет действовать с той же эффективностью, уже можно будет сказать, что потратились не зря (для сравнения: у лидера красно-белых Промеса за тот же период – 21 матч, 8+8, у Соболева – 18, 6+6).
Рентабельность – вопрос не праздный: за костариканца изрядно переплатили. Его стоимость оценивается в 5 млн евро, переход же обошёлся москвичам, напомним, в 13. Что поделаешь: иностранные партнёры наших клубов и прежде имели обыкновение заламывать цены, а сегодня – и говорить нечего. Более того, «Твенте» вообще не хотел иметь дело с покупателями из России. По признанию представителей клуба, решающую роль сыграло твёрдое желание самого футболиста уйти именно сейчас и именно в «Спартак»: видимо, предложение было из тех, от которых не отказываются.
Дальнейшее зависит от того, как быстро костариканец впишется в российский футбол и освоится в новой стране. Но сумел же он адаптироваться в Бельгии, куда приехал 18‑летним, а затем в Нидерландах. В плюс и то, что с главным тренером красно-белых Гильермо Абаскалем они говорят на одном языке.
Голландец голландцу рознь
«Спартак», особенно в эпоху Леонида Федуна, не раз критиковали за неэффективные траты. Хотя если взять приобретения, за которые он платил 8-значные суммы, то отнюдь не все они были неудачными – скорее можно говорить о переменном успехе.
Первый в списке – игрок, тоже найденный в Нидерландах: за 21-летнего полузащитника Гуса Тиля «Спартак» в августе 2019‑го выложил клубу АЗ 18 млн евро (при стоимости футболиста 6 млн). И выбросил деньги на ветер. Прижиться у нас голландец так и не смог. Худо-бедно отыграв один сезон, отправился в аренду в немецкий «Фрайбург», потом в «Фейенорд» и, наконец, летом 2022 года окончательно расстался со «Спартаком», перейдя в ПСВ. Москвичи на всех этих сделках заработали меньше 5 миллионов.
Если Тиль – несомненная неудача спартаковской селекции, то игрок, занимающий третью строку, – её столь же несомненный успех. За 24-летнего полузащитника Фернандо в июле 2016‑го итальянской «Сампдории» перечислили 12, 5 млн евро (почти не переплатив: оценивался он в 11). В первый же российский сезон бразилец стал одним из творцов долгожданного чемпионства. Три хороших года провёл он в России, откуда отправился в китайский «Бэйцзин Гоань», принеся в спартаковскую казну 15 млн евро. Ныне 31-летний мастер «стандартов» выступает в ОАЭ за «Аль-Джазиру».
По 12 млн евро заплатил «Спартак» за 24-летнего ирландца Эйдена Макгиди (август 2010‑го, из шотландского «Селтика»), 21‑летнего чеха Алекса Крала (сентябрь 2019‑го, из «Славии») и 22-летнего бразильца Педро Рошу (август 2017-го, из «Гремио»). В финансовом плане все три сделки убыточны. В спортивном – провалом можно назвать только бразильского нападающего, который за пару лет в Москве забил один гол в РПЛ и ещё 4 – в первой лиге за «Спартак-2». Ирландец начал ярко – Валерий Карпин говорил о нём как об одном из самых талантливых игроков в своей тренерской практике, но позже сдал, и когда в январе 2014-го его за 2 млн евро пристроили в английский «Эвертон», обе стороны испытали облегчение. 37-летний Макгиди и поныне в строю – выступает в шотландском чемпионшипе за «Эйр Юнайтед». Ну а Крал – по-прежнему спартаковец, хотя Россию покинул ещё в августе 2021-го, отыграв здесь два хороших сезона. Контракт с красно-белыми у чеха – до будущего лета, а пока он в очередной аренде – в берлинском «Юнионе».
В 11, 5 млн евро обошёлся «Спартаку» в августе 2014 года 22-летний Квинси Промес. И хотя оценивался он тогда в 3 млн, красно-белые не прогадали. Голландский полузащитник – лидер команды последних лет, дважды признавался игроком года в России, забил в 235 матчах за «Спартак» 114 голов (6-й результат за всю историю). Учитывая проблемы с законом на родине, можно предположить, что статистику в московском клубе голландец ещё подправит. Что касается денег, то вообще-то это за него «Спартак» платил больше всех: Квинси ведь приходил дважды – во второй раз зимой 2021-го из «Аякса» за 8, 5 миллиона. Но затраты давно окупились: в августе 2018‑го красно-белые получили за него от испанской «Севильи» 21 миллион. Так что Промес сегодня – уже не финансовый, а чисто спортивный и очень ценный для «Спартака» актив.
Наконец, в 10 млн каждый обошлись «народной команде» 24-летний нигерийский нападающий Эммануэль Эменике и 26-летний аргентинский защитник Николас Пареха. Первый за два года в России провёл за «Спартак» 51 матч во всех турнирах и забил 24 мяча. А уходя, ещё и прибыль принёс: покупали его летом 2011-го у «Фенербахче» за 10 млн, продали туда же за 13. Приобретение второго, напротив, обернулось убытком: выручили за него, отпустив в «Севилью», всего 2, 5 миллиона. И столпом обороны «Спартака» за проведённые в команде три года он так и не стал. Что, впрочем, ни в коем случае не говорит о бездарности: в «Севилье» Пареха трижды выиграл Лигу Европы.