Матчи чемпионата России по футболу проходят при пустых трибунах
№ () от 14 марта 2023 [«Аргументы Недели », Борис БОГДАНОВ ]
Один из главных трендов этой футбольной весны в России печален: на стадионах пусто. И сезонные капризы погоды не виноваты. Происходит то, что и ожидалось: любители футбола ведут войну с «паспортами болельщика».
Их было 207
В минувшую субботу идол спартаковских болельщиков Квинси Промес в домашней игре с «Факелом» (3:2) преодолел знаменательный рубеж, забив 100‑й (а затем и 101-й) гол за красно-белых. Воочию на столичной «Открытие Арене» это увидели 5002 человека. Вместимость стадиона в Тушине, напомним, – 45 тысяч.
В воскресенье первый в 2023 году домашний матч ЦСКА завершился разгромом «Крыльев Советов» (4:0). На трибунах «ВЭБ Арены», вмещающих 30 тыс. человек, победу армейцев приветствовали 2680 зрителей.
На первую игру года в родных стенах «Ростова» с «Локомотивом» (1:3) собралось 4907 человек. В футбольном городе на прекрасной арене, построенной к чемпионату мира и рассчитанной на 43 с лишним тысячи болельщиков.
Неутешительный перечень можно продолжать, но не будем тратить место: заметим просто, что такая же картина наблюдается повсюду, где проходят матчи РПЛ.
Добавим лишь «вишенку на торте» (хотя в данном случае такая метафора выглядит сомнительной): игру «Торпедо» с «Уралом» (0:1) в 19-м туре посетили 207 (прописью: двести семь) зрителей. Это почти антирекорд чемпионатов России. Когда клубы наказывают проведением матчей без зрителей, на стадионах и то более людно: обслуживающий персонал, охрана, журналисты, функционеры – их набирается больше. Возможно, и к лучшему, что из-за убитого митингом-концертом 22 февраля газона в «Лужниках» игру перенесли в Химки: в огромной чаше БСА эти две сотни совсем потерялись бы…
Посещаемость стадионов начала снижаться ещё в прошлом году, теперь же это явление приобрело повсеместный характер. И дело не в том, что март с его перепадами температур, ледяными дождями и мокрым снегом – не лучшее время, чтобы ходить на футбол. На крытой тёплой «Газпром Арене», где первые два матча проводил «Зенит», народу тоже было негусто – притом что в Петербурге развернули целую кампанию по раздаче бесплатных билетов на футбол.
Зачем всё это?
Не станем утомлять читателя избытком цифр, но поверьте: пару лет назад в первый весенний месяц они были куда лучше. Что изменилось? То, что на исходе 2021 года в стране был принят закон о паспортах болельщиков. В прошлом году он вступил в действие на нескольких стадионах РПЛ, а теперь на всех. И болельщики объявили ему войну.
Почему закон приняли в штыки? Почему никакими силами не удаётся убедить любителей футбола в том, что ничего страшного в поголовной регистрации нет и пройти её не составляет труда? Однозначного ответа нет. Сказывается и природное вольнолюбие фанатов, и нежелание добровольно идти в «цифровую тюрьму» (хотя, казалось бы, в наш век с видеокамерами на каждом столбе, системами распознавания лиц, повсеместными «сливами» персональных данных и всевидящим оком смартфонов мы и так все давно за решёткой). И недоработки в законе и порядке его применения. И сила привычки, и даже элементарная лень, на которую в принципе имеет право каждый.
И наконец, то, что никто внятно так и не объяснил, чем же, собственно, так привлекательна идея заставить каждого болельщика оформить специальный документ. Во время чемпионата мира так называемый Fan ID прежде всего служил визой на въезд в Россию для огромного количества иностранных гостей. А на домашних соревнованиях? Считается, что это поможет наведению порядка на стадионах, выявлению и изоляции футбольных хулиганов. Но «креслопады» и массовые драки на трибунах ушли в прошлое, а чтобы пресекать использование пиротехники, если уж она так мешает, достаточно добросовестного контроля на входе. И почему именно футбол? На соревнованиях по вольной борьбе потасовки вспыхивают чаще, но там никого регистрироваться не заставляют.
Кстати, когда на недавней кубковой игре под ноги зенитовскому бразильцу Венделу прилетел банан, автора идиотской выходки вычислили очень оперативно. Притом что на Кубке России никакого Fan ID нет и дело было не на каком-нибудь из суперсовременных стадионов Москвы или Петербурга, а на видавшем виды ульяновском «Труде».
«Отменить и вернуть»
По состоянию на 28 февраля карты болельщиков в Москве, по официальным данным, оформили 46 тыс. человек, в Санкт-Петербурге – 29 тыс., в Московской области – 21 тысяча. На периферии показатели несколько выше: так, в Краснодарском крае выдано 63, 5 тыс. карт, в Ростовской области – 58 тыс., в Нижегородской – 75 тысяч. Но с тем количеством людей, которые интересуются футболом и ходили на него регулярно или от случая к случаю, эти цифры несопоставимы.
Клубы, которые в России и без того зарабатывать не мастера, теряют деньги на продаже билетов и абонементов. Футболисты – поддержку болельщиков, а ведь любой игрок вам скажет, что играть при полных и пустых трибунах – совсем разные вещи.
«Я футболист, для меня болельщики – главное. Мне хочется приносить людям положительные эмоции. Самое простое для меня: отменить Fan ID и вернуть всё на свои места», – с вратарём «Краснодара» Матвеем Сафоновым согласятся очень многие. И не только в футбольной среде: даже в Госдуме, принимавшей злополучный закон, растёт понимание того, что сделано это было опрометчиво. И вот уже на популярной теме готовы попиариться иные депутаты, говоря о необходимости закон отменить. Что вообще-то, по словам первого зампреда комитета Госдумы по международным делам Светланы Журовой, совсем не требуется: хватит и полномочий правительства.
Полномочий, возможно, и хватит. А духа, если вспомнить, чья подпись стоит под законом? Пока ситуация патовая, и длиться она может долго: уступать ни одна из сторон не намерена. Кто в выигрыше? Никто. Кто в проигрыше? Футбол.