Три клуба, пополнившие по итогам минувшего сезона РПЛ, новичками не назовёшь: в высшем свете они уже бывали, а один, было время, и вовсе считался там законодателем мод. Надолго ли вернулись?
«Торпедо»: ветераны не стареют
«Мы пришли в премьер-лигу, чтобы задержаться надолго и вернуть клубу былую славу», – отвечает президент «Торпедо» Денис Маслов. Заявление смелое: «былая слава» – это ведь и три выигранных союзных чемпионата, и целая батарея кубков, и выдающийся тренер Виктор Маслов, и Стрельцов с Валентином Ивановым и Ворониным, и династия Шустиковых… Как такое вернёшь? Но ориентиры славное прошлое клубу даёт, пусть после многочисленных смен собственников, адресов и названий его лишь с натяжкой можно считать прямым наследником легендарного «Торпедо».
С 2017 года, когда автозаводцев купил московский бизнесмен Роман Авдеев, они пока устойчиво движутся вверх. Два сезона в ПФЛ, два в ФНЛ – и вот команда возвращается в высшую лигу, где не выступала с 2015 года. Заявленный бюджет – 1, 37 млрд рублей, не шиковать, но жить можно. Финансовая база вроде (без этой оговорки в наше время никак) надёжна: Авдеев – один из ведущих российских застройщиков. Нет своего стадиона: новая арена на Автозаводской вместо любимой москвичами прежней должна появиться в 2025 году. А пока домом для чёрно-белых станет БСА «Лужники», где они и в прошлом квартировали неоднократно.
Состав, выходивший в РПЛ, «Торпедо» на данный момент сохранило. Вероятно, не помешало бы некоторое омоложение: в ФНЛ команда была одной из самых возрастных. Но и от ветеранов избавляться не собираются: с капитаном команды Рязанцевым (35 лет) и нападающим Лебеденко (39) контракты продлены. Почему нет, если тот же Лебеденко единственный в минувшем сезоне сыграл во всех 38 матчах «Торпедо», забив 8 мячей и отдав 3 голевые передачи? Их с Рязанцевым богатый опыт высшей лиги очень пригодится команде, где он в дефиците.
Удивительно, но опыта этого нет и у главного тренера «Торпедо» Александра Бородюка! 59‑летний специалист имеет на счету даже два матча во главе сборной России (в 2006 году с Бразилией – 0:1 и Испанией – 0:0), но в РПЛ ему работать не довелось. Притом что предыдущим выходом наверх «Торпедо» тоже обязано ему. Но в 2014 году, завоевав путёвку в класс сильнейших, он с командой расстался – из-за скверных отношений с тогдашним президентом клуба Александром Тукмановым.
«Факел»: денег нет, но вы держитесь
В отличие от торпедовского коллеги у главного тренера «Факела» 48-летнего Олега Василенко небольшой опыт работы в РПЛ имеется: в 2013 году он несколько месяцев возглавлял «Урал». Но если москвичи могут смотреть в будущее достаточно уверенно, то у воронежцев ситуация посложнее. Клуб зависит главным образом от области, а рассчитывать на серьёзные вливания из бюджета и в лучшие-то времена не приходилось. В этом году они составят 260 млн рублей. Понятно, что есть ещё спонсоры, что будут поступления от ТВ и РФС, но всё равно негусто.
«На трансферы у нас ноль», – откровенно признался генеральный директор «Факела» Роман Асхабадзе. Тем не менее что-то с составом делать необходимо хотя бы потому, что он в прошлом сезоне был ещё старше торпедовского. Заниматься этим доверили Александру Самедову, пригласив известного в недавнем прошлом футболиста возглавить селекционную службу. Пока удаётся обойтись без трат: бесплатно перешёл в «Факел» 26-летний нападающий «СКА-Хабаровска» Гонгадзе, у московской «Казанки» позаимствован 21-летний защитник Морозов, его ровесник вратарь Свинов, проданный зимой «Спартаку», вот-вот вернётся в статусе арендованного.
«Мы точно готовы к РПЛ», – уверяет Асхабадзе, хотя формально в высшей лиге его клуб пока условно: для лицензирования необходимо привести воронежский стадион в соответствие требованиям РФС. «Стойку» по этому поводу уже сделала «Уфа», рассчитывая, что если «Факел» наверх не пустят, место достанется ей. Но в РФС говорят, что ситуация под контролем, необходимые работы ведутся. Если так, высшая лига вернётся в Воронеж, где её не видели 20 лет.
«Оренбург»: время обновления
В Оренбурге РПЛ не было всего два сезона. Она могла бы туда вернуться ещё год назад – но тогда оренбуржцев отвергли как раз из-за стадиона. Никто так и не объяснил, почему в высшей лиге нельзя играть на арене, вмещающей меньше 10 тыс. зрителей. Но закон есть закон: стадион «Газовик» по своим параметрам РФС не устроил, и в РПЛ оказался «Нижний Новгород». А «Оренбургу» пришлось ещё год провести этажом ниже и героически вырывать путёвку на последних секундах второго стыкового матча с «Уфой» (2:1, победный мяч Малых забил на 4-й добавленной минуте).
Сейчас оренбуржцы тоже пока допущены в РПЛ условно, но не сомневаются, что на этот раз стадион в итоге будет принят. С бюджетом у них всё в порядке – в ФНЛ он был одним из самых крупных: 700 млн рублей. В РПЛ, принято считать, без миллиарда делать нечего, но клуб спонсирует одно из подразделений «Газпрома». В том числе и благодаря этому «Оренбург» планирует существенно обновиться. Покинули команду некоторые из лидеров – её лучший бомбардир Фамейе, а также Гойкович, Ойеволе, Титков, Бреев. Вместо них придёт 5–6 человек, причём, по словам спортивного директора Дмитрия Андреева, это могут быть и «качественные легионеры».
Главного тренера Марцела Личку менять никто не собирается. За два года 44-летний чех умудрился дважды вывести «Оренбург» в РПЛ, пусть в первый раз чисто номинально. На высшем уровне он работал только в Белоруссии, и очень удачно: при нём «Динамо-Брест» стало чемпионом страны, прервав многолетнюю гегемонию БАТЭ. В России такое не повторить, но посмотреть за работой одного из немногих, если не единственного тренера-иностранца в РПЛ будет интересно.