Аргументы Недели → Спорт  → Футбол№ 10(805) 16–22 марта 2022 13+

Российский футбол теряет иностранцев

, 20:46

7 марта ФИФА дала «вольную» всем футболистам-иностранцам, выступающим в России. Каждый вправе приостановить действующий контракт и до конца сезона заявиться за клуб любой другой страны. Кого потеряли и кого ещё могут потерять российские команды?

 

Из украинцев – один… конголезец

В РПЛ в этом году на поле не вышел ни один украинский футболист. Первый весенний тур стартовал 26 февраля, когда этого произойти уже не могло. Самым ярким из тех, кто начинал сезон в России, был, несомненно, зенитовец Ракицкий. Воспитанник «Шахтёра» приехал в Питер в январе 2019-го, и о заплаченных за него 10 млн евро никто не пожалел. Где именно продолжит карьеру 32-летний защитник, пока не известно.

Бывший напарник Ракицкого по обороне «Шахтёра» 29-летний московский динамовец Ордец в отличие от зенитовца контракт с российским клубом не расторг, но и не играет. Разорвал контракт с «Ахматом» полузащитник Полярус, с «Уралом» – вратарь Годзюр, с теми же уральцами приостановил соглашение их капитан, 35‑летний защитник Кулаков. В воскресенье ещё числился в заявке «Крыльев Советов» пришедший летом из луганской «Зари» полузащитник Иванисеня, но ясно, что это ненадолго.

Расторопнее всех оказался «Локомотив». Купив у того же «Шахтёра» за 3 млн евро защитника Момпасси, москвичи тут же оформили ему российский паспорт, благо уроженцам Донецка их выдают по ускоренной процедуре. И вот уже конголезец по крови, ещё недавно игравший за юношеские сборные Украины, 19‑й день рождения в субботу встретил гражданином России. В клубе должны быть довольны: и в лимит новичок не входит, и уедет теперь уж вряд ли. Даже если захочет.

Любопытно, что и в ФНЛ единственный ещё играющий представитель Украины – наполовину тоже конголезец. Защитник «СКА-Хабаровска» Эммерсон родом из Одессы, у него двойное гражданство, и он привлекался в сборную Конго, но в российской лиге заявлен как украинец. Трое его одноклубников – Грачёв, Литвин и Кольцов – берега Амура покинули. Уехали и московские торпедовцы Каплиенко с Кравчуком. Между тем ещё в прошлом сезоне именно украинцы составляли самую многочисленную диаспору в ФНЛ – 11 человек.

 

Кто куда

Что с остальными легионерами? Когда 7 марта Бюро Совета ФИФА опубликовала временные поправки к Регламенту по статусу и переходам футболистов, многим показалось, что наши клубы разом лишатся всех иностранцев. В реальности последствия оказались не столь масштабными – во всяком случае пока. Но не для всех.

Больше всех пострадал «Краснодар»: он остался сразу без девятерых игроков. Француз Кабелла и швед Классон уехали насовсем, приостановлены контракты эквадорца Рамиреса, колумбийца Кордобы, бразильца Кайо, вернулся в Бразилию, в «Интернасионал», нападающий Вандерсон, в Грецию собрался поляк Крыховяк. Пришедшие зимой парагваец Хуниор Алонсо и норвежец Бутхейм за «Краснодар» так и не сыграли.

Пятерых игроков недосчитался, вернувшись в «Ростов», Валерий Карпин. Это анголец Баштуш, босниец Хаджикадунич, шведы Альмквист и Гигович, новичок из Норвегии Кнудсен. Тульский «Арсенал» покинул швед Бьернстрем, «Химки» – его соотечественник Дагерстол. «Рубин» лишился сразу двоих основных игроков атаки – датчанина Дрейера и черногорца Хакшабановича.

Практически неизменными остаются заявки клубов из Москвы и Санкт-Петербурга – а именно там сосредоточены наиболее видные легионеры, нередко задающие тон в своих командах. Как бы выглядел «Зенит» без бразильцев? Или ЦСКА без Языджи с Карраскалем? Или «Спартак» без Жиго и Промеса? Нет уверенности в том, что такие кадровые потери они перенесли бы столь же безболезненно, как «Краснодар». Южане ведь остались ещё и без целой тренерской бригады: Даниэль Фарке и трое его помощников уехали к себе в Германию. Но команду успели подготовить неплохо: призвав на подмогу юниоров из «Краснодара-2» и их тренера Александра Сторожука, она начала год с двух побед подряд.

Раз уж зашла речь о тренерском цехе – здесь тоже потери. Помимо Фарке покинул Россию его земляк Маркус Гисдоль, пару месяцев руливший «Локомотивом». Ещё один немец, Сандро Шварц, покидать «Динамо» пока вроде не собирается. Но среди его помощников больше нет Андрея Воронина: знаменитый одессит никогда не играл в чемпионате Украины, но он украинец и по понятным причинам оставаться в Москве не мог. Уехали домой и двое его соотечественников, работавших в «Ахмате». А вот самый именитый украинец в РПЛ Анатолий Тимощук разрывать отношения с «Зенитом» не стал, за что на родине лишён всех футбольных титулов, тренерской лицензии и права заниматься футбольной деятельностью.

 

Что дальше?

– Это новая реальность, – считает главный тренер «Рубина» Леонид Слуцкий. – Уверен, это коснётся практически всех команд РПЛ.

То, что кадровые потери российских клубов пока не столь серьёзны, как ожидали, – не повод расслабляться. Дело ведь не в том, что легионеры успели прикипеть душой к России и её футболу. Просто сезон в большинстве европейских стран близится к концу, и желающих пополнить состав экспромтом и на короткий срок не так много.

Настоящий исход – впереди. Агенты выступающих в России иностранцев наверняка уже ищут своим клиентам варианты к летнему трансферному рынку. От еврокубков мы отлучены, а кому интересно вариться в изолированном от внешнего мира чемпионате? И деньгами легионеров уже не заманить: во-первых, с этим у клубов станет в принципе туговато, как и у всех, а во-вторых, сомнительно, чтобы условный Малком или Мозес согласился получать свои миллионы на карту «Мир» российского банка.

В полной мере новую реальность, о которой говорил Слуцкий, российские клубы почувствуют уже в следующем сезоне. Впрочем, это — наименьшее из зол, которое нас может ожидать.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram