> Станислав Черчесов: «В отставку подавать или нет – мы спокойно решим. Мы не в песочнице играем» - Аргументы Недели

//Спорт Футбол 13+

Станислав Черчесов: «В отставку подавать или нет – мы спокойно решим. Мы не в песочнице играем»

№  () от 6 июля 2021 [«Аргументы Недели », Борис БОГДАНОВ ]

Фото АГН «Москва» / И. Иванко

«Хотели как лучше, а получилось как всегда» – после пресс-конференции рулевого сборной России по футболу Станислава Черчесова только и остаётся, что вспоминать самый популярный из афоризмов Виктора Степановича Черномырдина.

ВРЯД ли журналистов на долгий разговор о проблемах сборной пригласили исключительно по личной инициативе её главного тренера. Понятно, что сделано это было по согласованию с руководством РФС, если не по прямому его указанию. Если там хотели таким образом снять напряжение, возникшее вокруг сборной после бесславного выступления на Евро-2020, то получили только лишнюю головную боль. А сам Станислав Саламович, вроде бы уже сохранивший нынешнюю работу, – новый риск её лишиться.

Два с половиной часа говорил он в прошлую пятницу в пресс-центре на Зубовской. Внятного ответа ни на один из вопросов никто так и не услышал.

Один из первых, волновавших журналистов: уйдёт ли главный тренер сборной, провалившейся на чемпионате Европы?

– Давайте немножко успокоимся, – прозвучал совет. – В отставку подавать или нет – мы спокойно решим. Мы не в песочнице играем.

«Мы» – это кто? Только не надо параллелей с «мы, Николай Второй». Тренеры достаточно часто употребляют первое лицо множественного числа вместо единственного. Означает ли «мы» на самом деле «я»? Или «мы» – это, например, Черчесов и президент РФС Александр Дюков? Или… поднимай выше?

За два дня до пресс-конференции вопрос о бесславном выступлении сборных по двум самым популярным видам спорта – хоккею и футболу (а можно было бы добавить и баскетбол) прозвучал на прямой линии президента России. Ответ оставлял простор для толкования: «Нужно подумать на тему о том, что было сделано позитивного теми людьми, которые отвечали за работу сборных, и, видимо, вместе с ними подумать о том, что нужно изменить сейчас, имея в виду и кадровую составляющую».

Шестерёнки в головах спортивных чиновников заскрипели с удвоенной силой. «Изменить» – это как? Уволить? Или что-то другое? Тут ведь, сами понимаете, угадать надо правильно…

– Слова Путина? Я вам расшифрую, – подсказывает Черчесов. – Выслушать, что было сделано позитивного, обсудить с теми, кто это сделал, и принять спокойно решение.

Что сделано позитивного – ему тоже понятно. В отличие от технического комитета РФС, признавшего его работу неудовлетворительной:

– Я бы здесь возразил, потому что работа и результат в моём понимании разнятся. Работа была выполнена «от и до».

Вот так, оказывается? Результата нет – ну и что? Работа-то выполнена! Кто сказал, что критерий выполненной тренером работы – результат?

Вы спросите: а при чём здесь Путин, если РФС – организация общественная? Но так уж устроено в России, что Путин – при всём, что мало-мальски для государства важно. А Станислав Саламович в работе своей видит дело именно государственной важности:

– С первой секунды считаю, что это государственная должность, которую надо исполнять… Каждый из нас – солдат своей страны, мне дали задание – я его выполняю.

К военной риторике Черчесов обращался не раз – то ли просто она ему по душе, то ли чутко улавливает флюиды сверху:

– Своё войско оставлять на поле боя я как-то не привык. На войне как на войне. Надо воевать – вот и всё.

– Есть штабные офицеры, а есть полевые командиры. Я себя чувствую полевым командиром (тут аудитория вздрогнула). Надо, наверное, прислушиваться к экспертам, но всё же штабной офицер знает меньше, чем полевой командир.

И вновь к вопросу дня:

– Я занимаю государственную должность. Государственную должность просто так не оставляют.

Тут уже вздрогнуть было впору тем руководителям РФС, которые что-то понимают в международном статусе своего союза. Потому что статус этот мог изрядно пошатнуться. В ФИФА и УЕФА вмешательства государства в футбольные дела не приемлют категорически. Там, конечно, не кинутся тут же вводить против РФС санкции (а это вообще-то вплоть до исключения): все понимают, что Россия – не Бельгия или Швеция, и о независимости большого спорта от государства здесь говорить наивно. Но лишний раз им об этом напоминать, наверное, не стоит. Тем более что напоминает не один Черчесов: вот и Министерство спорта решило заняться потолками зарплат в футбольных клубах и лимитом на легионеров, и депутатам не сидится – дай только повод попиариться на футболе, выступив с какой-нибудь инициативой…

Словом, головной боли у РФС добавилось. А ведь ситуацию, сложившуюся вокруг сборной после Евро-2020, уже почти удалось спустить на тормозах. Все уже почти смирились с тем, что жить сборной и дальше при нынешнем главном тренере.

Пресс-конференция дала эффект булыжника, плюхнувшегося в болото и далеко вокруг всколыхнувшего волнами ряску. Её моментально растащили на цитаты, её осветили даже далёкие от спорта СМИ – и попробуйте отыскать хоть один позитивный отклик!

И вот уже вновь поползли слухи, начали перебираться варианты… Слова Путина теперь, очень может быть, будут истолкованы совсем не так, как хотелось бы Станиславу Саламовичу. Уже ходит по рукам информация о списке из семи кандидатов, якобы составленном в РФС. В нём, что характерно, иностранцев пятеро, а отечественных специалистов – всего двое. Предположительно – Леонид Слуцкий и Валерий Карпин, причём ни тот ни другой желанием занять самую престижную некогда тренерскую должность в стране совсем не горят. Она ведь окончательно, цитируя Георгия Ярцева, из мягкого кресла превратилась в раскалённую сковороду. Так что желающих сесть на неё ещё надо поискать.

Найдут, конечно. Или всё-таки оставят как есть? Не принципиально. Прав ведь Черчесов – государственная это у нас должность. И пока так будет, по большому счёту ничего не изменится.

Будем надеяться, в ФИФА и УЕФА этого не прочитают.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте