Аргументы Недели → Спорт  → Футбол№ 47(288) от 01.12.2011

ЧМ-2018: Что сделано за год

, 19:05

2 декабря исполнится ровно год, как Россия получила право провести в 2018 году чемпионат по футболу. Срок немалый, многое можно успеть сделать. А потому «АН» решили понять, насколько за это время наша страна стала ближе к мировому первенству.

Почему не успокоятся англичане

17 декабря в Токио соберётся Комитет по качественному управлению ФИФА (Good Governance Committee), который начнёт расследование обстоятельств выбора стран – хозяев чемпионатов мира 2018 и 2022 годов – России и Катара. Комитет должен решить, были ли выборы честными или же их победители подкупили кого-то из 22 членов исполкома ФИФА (Международной федерации футбола).

На расследовании настояло правительство Великобритании. Англия, также претендовавшая на право проведения чемпионата мира, с треском проиграла выборы, получив в первом туре лишь два голоса. «Россия насквозь пропитана коррупцией, Катар – средневековое королевство, где отсутствует свобода слова. В то же время обе страны купаются в нефтяных деньгах. И потому нетрудно догадаться, как они смогли уговорить этих жирных плутоватых котов из ФИФА!» – писала в декабре прошлого года английская The Daily Mail.

Впрочем, многие эксперты ещё до выборов говорили: англичанам, которые утверждали, что голоса 13 членов исполкома куплены, ничего не светит – поскольку отношения с ФИФА безнадёжно испорчены.

Чтобы снять подозрения, Международная федерация обратилась в Transparency International (неправительственную международную организацию по борьбе с коррупцией). На её выводы, которые огласят в 2012 году, и будет ориентироваться ФИФА.

Чем это грозит России? «Максимум, что сделает комитет, – опросит делегатов исполкома ФИФА, голосовавших за нашу страну. Задаст им вопрос о подкупе. А им ответят «нет». И на этом расследование закончится, – считает почётный президент Российского футбольного союза Вячеслав Колосков, сыгравший одну из ключевых ролей в победе России на выборах страны – организатора ЧМ-2018. – Зачем тогда создали комитет? Думаю, многим не нравится идея проводить чемпионат мира 2022 года в Катаре».

C рутиной всё в порядке

На внутреннем фронте у нас, как и на внешнем, всё также пока спокойно. Генеральный секретарь ФИФА Жером Вальке, побывавший в России, заявил, что удовлетворён ходом подготовки к чемпионату мира. Речь прежде всего о бумажной, малоинтересной поклонникам футбола, но крайне важной работе – по согласованию различных законов, правил, регламентов и инструкций, которую в 2011 году вёл оргкомитет ЧМ-2018.

«Мы впечатлены проделанной за первые 10 месяцев работой, – сказал чиновник. – Приятно видеть энтузиазм, стремление к сотрудничеству со стороны оргкомитета и правительства России. Нужно сохранить темп работы и в оставшееся время, поскольку предстоит сделать ещё многое».

А времени осталось не так уж много, как может показаться. Хотя до старта ЧМ ещё 6,5 лет, его арены должны быть готовы в 2016 году. А а в 2017-м на них уже должны состояться матчи Кубка Конфедераций – турнира, который традиционно проходит за год до начала мирового первенства на тех же стадионах.

Что делать с «Лужниками»?

«На данный момент ни один город не готов принять матчи турнира, – утверждает Колосков. – Даже Москва и Петербург, где условия более-менее приемлемые, не соответствуют требованиям ФИФА». Стадионы ЧМ – действительно пока один из самых больных вопросов. И даже не потому, что их попросту нет. Беда в другом: их строительство обещает превратиться в невиданный «распил» государственных средств. А стоимость работ – превзойти в десятки раз расходы на возведение аналогичных сооружений, скажем, в Германии или Испании.

Сегодня «Газпром-Арена» в Санкт-Петербурге оценивается в 33 млрд. рублей, что всего лишь на 7 млрд. (если перевести английские фунты в рубли) меньше, чем новый стадион «Уэмбли» в Лондоне. Строит вроде бы «Газпром» – не самая бедная компания. Но руководство Санкт-Петербурга уже обратилось в правительство России с просьбой подкинуть миллиардов 10 рублей.

Реконструкция стадиона «Лужники» облегчит госказну, по некоторым оценкам, на 40 млрд. рублей. Но и это не предел. Речь вообще идёт о строительстве новой арены на месте старой, которая, к слову, имеет высший рейтинг ФИФА – 5 звёзд.

«Мы не до конца понимаем, что делать с «Лужниками», – говорит мэр Москвы Сергей Собянин. – Это легкоатлетический стадион. Поэтому думаем, что нам дешевле – новый стадион строить или реконструировать этот». Есть сомнения, что именно дешёвый, а не дорогой вариант, будет признан наиболее подходящим. И ведь кроме Москвы и Питера есть ещё 9 городов России, где уже строятся, как в Казани, или будут строиться новые стадионы (всего – 12).

А инфраструктура! Цифры расходов на неё завораживают любого. «Премьер-министр России Владимир Путин заявил, что подготовка обойдётся России примерно в 15 миллиардов долларов, – говорит Колосков. – Думаю, если умножить эту цифру на полтора, то получится действительная сумма, которую мы затратим на подготовку к чемпионату мира (по разным экспертным оценкам 40–50 миллиардов долларов, причём большая часть из госбюджета. – Прим. «АН»)».

Кому побеждать?

После этого уже неважно, выиграем мы мировое первенство в 2018 году, как обещает президент РФС Сергей Фурсенко, или нет. Но если серьёзно, предпосылок для будущей победы, первой в истории отечественного футбола, пока нет. Юношеские и молодёжная сборные России, игрокам которых предстоит выйти на поля чемпионата мира в 2018-м, не радуют.

«Обещание выиграть ЧМ-2018 – неплохая идея. Имею в виду – выиграть, а не дать обещание. Хотя и в самом лозунге ничего страшного нет, если он на что-то опирается. Но ведь аргументов в пользу нашей домашней победы не существует! – сомневается Колосков. – Сказал бы президент РФС, мол, есть талантливые мальчишки, целое поколение. Есть методики, тренеры, возможности для качественной подготовки. И его инициатива сразу обрела бы конкретные очертания. А поскольку мы не видим ни молодых талантов, ни серьёзных перспектив, победа на ЧМ-2018 выглядит пока несбыточной мечтой».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram