В пятницу 8 июня сборная России по футболу начнёт чемпионат Европы – 2012 матчем во Вроцлаве против Чехии. «АН» оценили состояние команды Дика Адвоката накануне старта главного турнира года и готовность организаторов – Польши и Украины – к событию такого масштаба.
Варшавский аврал
Варшавский Дворец культуры и науки, 230-метровый небоскрёб в стиле сталинской готики, словно перенесённый в столицу Польши из Москвы какой-то неизвестной силой, высокомерно взирает на суету у него под ногами. Рабочие, будто муравьи, суетятся вокруг огромного экрана, на котором посетители фан-зоны Евро-2012, а именно она раскинулась на площади Дефиляд в центре Варшавы, смогут увидеть матчи европейского первенства. Таскают какие-то балки, устанавливают заграждения, возводят шатры на случай дождя. Кажется, работе не видно конца, да и краны, торчащие то тут, то там намекают: организаторы-то опаздывают, аврала не избежать. Но впечатление обманчиво. На самом деле для приёма болельщиков всё или почти всё готово. А стройка к Евро отношения не имеет. Варшавяне копают метро, вместо нескольких станций которого в 50-е годы прошлого века и был построен Дворец культуры и науки.
Напротив дворца гостиница известной мировой сети опоясалась флагами стран – участниц Евро. В Варшаве, где 8 июня матчем Польша – Греция откроется первенство Старого Света, повсюду мелькают афиши, транспаранты и рекламные плакаты, напоминающие о Евро, которое в третий раз в истории футбола совместно проводят две страны (в 2000-м чемпионат Европы доверили Бельгии и Голландии, в 2008-м – Австрии и Швейцарии).
Приедут ли болельщики?
«Мы все внимательно следим за подготовкой к турниру, – говорит операционный директор УЕФА Мартин Каллен. – Уверен, всё пройдёт на высоком уровне».
По его словам, хотя сроки ввода некоторых объектов Евро и были нарушены, сегодня вся инфраструктура – стадионы, аэропорты, транспорт и гостиницы – готова к приёму игроков, официальных лиц, журналистов и болельщиков. «Правда, протестировать удалось не всё, – признаётся Каллен. – Поэтому только в процессе увидим, насколько хорошо работают эти объекты инфраструктуры». Представитель УЕФА не стал конкретизировать, но речь в основном идёт об объектах на Украине, например, о новом терминале в киевском аэропорту Борисполь, который был сдан в эксплуатацию только 28 мая.
Другой предмет озабоченности УЕФА и организаторов – посещаемость. «Продано около 1,3 миллиона билетов, или 96% от их числа, – говорит Каллен. – Речь идёт о болельщиках, спонсорах и национальных федерациях, каждая из которых получила свою долю».
Поляки ожидают, что в их страну приедут от 500 до 700 тыс. любителей футбола. На Украине ждут миллион болельщиков. Однако ожидания вряд ли оправдаются – кризис никто не отменял, а потому многие обладатели билетов на Западе могут отказаться от поездки на Восток. Так, французы уже вернули УЕФА две трети билетов (4 тыс. из 6 тыс.), что получила национальная федерация на каждый матч группового турнира. С англичанами тоже беда: на Украину собирается только 3 тыс. болельщиков. Для сравнения: в Португалии в
2004-м их было 80 тыс., в Германии в 2006-м – 100 тысяч. И только россиянам всё нипочём – по оценкам поляков, 50 тыс. человек намерены поддержать команду Дика Адвоката или поболеть за других, а заодно и приятно провести время в Польше.
Широков недоволен
Поддержка нашим, безусловно, понадобится. Несмотря на крупную победу в товарищеском матче над трёхкратными чемпионами мира итальянцами (3:0), сборная России испытывает проблемы, особенно в обороне. На их решение Адвокат отвёл шесть дней: 3 июня сборная прибыла в Варшаву, а 8 июня ей предстоит провести первый матч во Вроцлаве против чехов.
Живут российские игроки в одном из лучших отелей Варшавы «Бристоль» рядом с президентским дворцом, а тренируются километрах в 30 от центра – в городке Сулаювек на стадионе местного клуба «Виктория». В городе всего тысяча жителей, но стадион с прекрасным, кстати, газоном вмещает на 200 человек больше. На открытую тренировку посмотреть на Аршавина, Акинфеева и Кержакова собралось и вовсе тысячи две, так что даже образовалась длинная очередь за бесплатными билетами. Поляки предупреждали, что дорога от Варшавы до Сулаювека (местами сильно разбитая, что для Польши странно) может занять больше часа, но благодаря полицейскому сопровождению время в пути примерно 30 минут. Правда, недовольные среди игроков всё же нашлись. Разумеется, это был полузащитник «Зенита» Роман Широков, мол, ехать слишком долго.
«Широков всегда жалуется, и я не думаю, что это можно серьёзно воспринимать, – иронизировал Адвокат на пресс-конференции. – Два месяца назад мы приезжали в Варшаву и обсуждали возможность тренировок на стадионе «Легии», но его хозяева подумали, что мы баснословно богаты и заломили нам такую цену… Какую? 300 тысяч евро. Это было не очень умно с их стороны. Ну а так мы добираемся до базы полчаса с полицейским сопровождением, игроки имеют возможность общаться друг с другом и стать ещё ближе. Никаких проблем».
Россия – аутсайдер?
Спокойствие Адвоката невольно внушает уверенность в том, что наша команда выйдет из группы. Если не с первого места – его заранее отдают хозяевам турнира полякам, с которыми России предстоит сыграть 12 июня, то со второго. «Самое главное для тренера – скрывать своё беспокойство, – говорит голландец. – Но, конечно, как и у всех, повод для него у меня есть. Можно ли причислить сборную России к фаворитам турнира? Нет. Фавориты – Испания, Германия и Голландия. А Россию я, скорее всего, отнесу к аутсайдерам».
Возможно, Адвокат, для которого нынешний Евро, скорее всего, станет последним в карьере крупным турниром на уровне сборных (после чемпионата Европы он будет руководить голландским клубом ПСВ), и лукавит. Ну кто к аутсайдеру относится серьёзно? А, может быть, действительно так думает, ведь наша команда – самая «старая» на турнире: средний возраст футболистов – почти 28,5 года, что на четыре года больше, чем средний возраст игроков сборной Германии, которая считается наряду с Испанией главным фаворитом Евро. Впрочем, в 2004-м в Португалии «древние» греки (им тоже было под 30) доказали, что возраст победам не помеха. Что мешает нашим сделать так же?