Выбор талисмана любого соревнования - целое шоу, в принципе чреватое для кого-то прибылями, а, следовательно, дело серьезное. Собственно, мы не так давно это сами пережили перед Олимпиадой в Сочи.
Чемпионат мира по футболу, безусловно, событие минимум равное Олимпийских играм, и выбор талисмана абсолютно органично вписывается в упомянутую серьезную концепцию.
Впервые талисман специально для ЧМ придумали в Великобритании (см. ниже). С того дня по настоящее время талисманами побывали пять животных, одна птица, один овощ, один фрукт, три человека (точнее-четыре, с учетом "парности" одного из талисманов) и две, скажем так, абстракции. Впрочем, обо всем по порядку...
Вилли. Англия. 1966 год
История этих талисманов началась, как и сам футбол, в Великобритании. Именно британцы создали на радость зрителям такую вещь для матчей ЧМ. Долго выбирать не пришлось, ведь лев украшает национальный герб и эмблему футбольной ассоциации Британии. Оставалось только сделать его менее агрессивным и более простым в изображении. Публика была в восторге от такого нововведения, авторы идеи на своём детище заработали в общей сложности около 7 млн. фунтов стерлингов. А главное, тогда Вилли принес своей стране победу.
Хуанито. Мексика. 1970 год
На впервые проводившемся в Мексике Чемпионате Мира по футболу 1970 года талисманом стал обычный улыбающийся мальчик по имени Хуанито. Он был одет в футболку национальной сборной и сомбреро. У этого талисмана было много плюсов, например, имя ему выбрали неспроста, т.к. в Мексике имя Хуанито более чем распространённое, а незатейливый внешний вид талисмана позволял каждому мальчишке одеться соответствующим образом и стать Хуанито. Толпы «Хуанито» заполонили окрестности стадионов, где организаторы устраивали фотосессии с живым талисманом.
Тип и Топ. ФРГ. 1974 год
Юные Тип и Топ, «появившиеся на свет» благодаря жителю Гельзенкирхена Отто Рауху, покорили немецкую публику и победили в конкурсе, в котором принимало участие около 10 000 работ. Их весёлые лица и звучные имена явно настраивали болельщиков ФРГ на позитивный лад. Даже экономные немцы выложили за сувениры и прочие памятные подарки с Типом и Топом около 7.5 миллионов тогдашних марок (более 3 миллионов долларов).
Гаучито. Аргентина. 1978 год
Не стали мудрить аргентинцы - и сделали талисманом ЧМ- 1978 обычного счастливого ребёнка. Гаучито – паренёк в цветах аргентинской сборной, пастушок с косынкой и свирелью. Талисман «поработал» на все «сто», ведь сборная Аргентины выиграла тот чемпионат мира.
Наранхито. Испания. 1982 год
Наранхито (апельсинчик) – первый в истории талисман, который не является живым существом. Внешне Наранхито очень смахивает на нашего Колобка, благодаря своим округлым формам он «пришелся по вкусу» испанским болельщикам.
Пике. Мексика. 1986 год
Во второй раз Чемпионат Мира принимала Мексика. Талисман с предыдущего ЧМ в Мексике использовать было проблематично, ведь прошло 16 лет, и нужен был новый, заводной и энергичный образ. Таким стал Пике (создан бразильским художником Жайме Переду) – перчик в бутсах и с сомбреро на голове. Пике - сокращение от испанского «пиканте», т.е. специи, а какая мексиканская кухня без перца?
Чао. Италия. 1990 год
Такой талисман мог появиться только в Италии. Над его созданием работала группа художников, и в результате у них получился человек, раскрашенный в цвета итальянского флага и отдалённо напоминающий кубик Рубика. Имя новому талисману выбирали всенародным голосованием, и, в конце концов, окрестили Чао, обычно в Италии, этого слова хватает, что бы поздороваться и попрощаться.
Страйкер. США. 1994 год
Когда стало известно, что ЧМ - 1994 в США, американцы отнеслись к созданию талисмана со всей серьёзностью, ведь в стране, в которой у каждой школьной команды есть свой талисман, просто не могли упасть в грязь лицом. Компания Walt Disney представила публике пса по кличке Страйкер, который настолько понравился общественности, что стал одним из самых «прибыльных» талисманов в истории и принёс своим создателям 11млн. долларов. Вот такой он, друг человека.
Футикс. Франция. 1998 год
Талисманом ЧМ-1998 стал милый петушок с большим футбольным мячом по имени Футикс. Он был представлен болельщикам ещё в 96-м. Никто не сомневался, что именно петух станет символом турнира, проводящегося во Франции, ведь именно эта птица изображена на футболках команды сборной «лягушатников». К слову был и альтернативный вариант, которым как раз была лягушка. Но пернатый, созданный художником Франком Летори из Бордо, оказался предпочтительнее, и кто знает, может, он и вдохновил Сборную Франции, ведь она стала чемпионом мира. Помимо чемпионства петух принёс французам прибыль 27 млн. долларов и на данный момент это лучший результат в истории.
Каз, Ато и Ник. Южная Корея и Япония. 2002 год.
Талисман Каз, Ато и Ник — соответственно розовый, оранжевый, и синий сфероиды, созданные при помощи компьютерной графики, должны были подчеркнуть приверженность Кореи и Японии высоким технологиям. Подчернуть подчеркнули, но как-то не очень удачно - слишком много нареканий было к ним со стороны обычных потребителей.
Все трое — члены команды по "Атмоболу" (вымышленный вид спорта, родственный футболу), Ато — тренер, а Каз и Ник — игроки. Имена были выбраны пользователями интернета и посетителями McDonalds в странах-хозяйках чемпионата.
Голео и Пилле. Германия. 2006 год
Эту парочку талисманов представили организаторам турнира Франц Беккенбауэр и Пеле. Лев Голео VI и одушевленный мячик Пилле были утверждены. В имени Голео создатели решили «связать» вместе слова «гол» и «лео» (т.е лев). Цифра VI символизировала год проведения ЧМ, и по легенде Голео был шестым ребёнком в семье. «Раскрутка» льва, почему то смахивающего на медведя, и его друга Пилле прошла по всем законам жанра, по придуманной легенде можно было фильм снимать, Голео появлялся на разнообразных ток-шоу, раздавал интервью, но, тем не менее, фирма-производитель обанкротилась из-за ужасно низких продаж. Немцы так и не поняли, почему символом выбран лев, а не орёл, как это принято в Германии, и почему он без штанов. Позже был выбран другой символ для ЧМ-2006, им стал Пауле (орлёнок).
Закуми. ЮАР. 2010 год
Симпатичный зеленоволосый леопардик Закуми родился двадцать второго сентября 2008-го года, когда был выбран главным символом начавшегося Мундиаля. Но на самом деле его "отец" , Андреас Адендааль из Кейптауна, придумал его еще в июне 1994-го года.
Интересно само имя - этакая пиар-шифровка. ZA - код ЮАР (South Africa), а "куми" на многих африканских наречиях означает "десять, десяток", получалось - ЮАР-2010
Фулеко. Бразилия. 2014
Броненосец, получивший свое имя в ходе интернет-голосования, стал талисманом бразильского мундиаля по просьбе природоохранных организаций. Как не прискорбно, но прообраз Фулеко, конкретный вид броненосцев, находится на грани вымирания. "Фулеко", собственно, и есть симбиоз двух слов "футбол" и "экология".