Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели. Челябинск → Спорт 13+

Карате превратило мое тело в оружие

, 10:39

Карате превратило мое тело в оружие

Гость нашей редакции Валерий Иванович Балашов, который вот уже 23 года является директором Челябинской муниципальной спортшколы по традиционному карате, любезно согласился ответить на наши вопросы.

 

Карате — это действие, выживание, жизнь

 35 лет в карате — это хороший срок. А с чего начинался ваш путь? Как вы пришли в единоборства?

До этого, еще мальчишкой, я больше двух лет занимался дзюдо, параллельно, конечно, много играл в футбол, волейбол и гандбол, затем решил пойти в атлетическую гимнастику — сегодня это называется бодибилдинг. Каждый день у меня было по две тренировки. Было тяжело, но я терпел. А после этого всерьез увлекся карате. Которое было мне ближе по духу и характеру.

К тому же определенную роль сыграли и начавшиеся сложности подросткового возраста. Это неизбежные конфликты со сверстниками в школе и в неспокойном спальном районе Челябинска. Нужно было, во что бы то ни стало самоутвердиться. В 14 — 15 лет особенно болезненно воспринимаешь, когда не можешь достойно отбиться от самых дерзких и наглых пацанов, унижающих тебя. А тут как раз в стране отменили уголовное преследование за незаконное обучение карате, и как грибы после дождя начали возникать различные группы. Я начал заниматься в такой группе под названием «Ушу», в которой по существу преподавали карате. Тренер был, говорят, из самого Владивостока — Владислав Новиков. А с ним Валерия познакомил преподаватель военного дела Олег Грипас — известный среди единоборцев человек.

 

Карате начинается и заканчивается вежливостью

Я хорошо помню то время. Занятия в мало приспособленных подвалах. Но желание постигнуть карате было просто запредельным…

Да, тренировки были тяжелыми. Всегда много силовых упражнений для развития выносливости и укрепления тела, большое количество повторений защитной и ударной техник в строю и под конец занятия обязательно — бои. Надевали перчатки, нам назначали соперников, и по очереди один со всеми начинали поединки. Как правило, они продолжались до момента, пока кого-то не отправят в нокаут либо не собьют дыхание. Каких-то особых правил еще не было…

Но тогда уже зарождалось спортивное карате. Парни занимались во Дворце «Динамо» и регулярно проводили соревнования…

— Соревнования по-спортивному карате в то время больше напоминали мне игру: сильных ударов нет, только их обозначения, после каждого такого «удара» спортсмены долго кричат… А в те годы у пацанов было модным проверять кто сильнее: боксер или каратеист, тяжелоатлет или борец. И на спорт это все похоже не было. Поэтому понятно, что умение давать отпор было первостепенно важно. И я уже тогда сделал вывод, что чисто спортивное направление, которое существовало в Челябинске, мне неинтересно.

Влюбленные в «настоящее» карате мальчишки тренировались в подвале одного из домов в районе Теплотехнического института. Это был обычный подвал: грязь, мусор, земляной пол... Мы самостоятельно начали обустраивать его. Помещение в том виде, в котором оно существует сейчас, создавали в течение нескольких лет. Переделали практически все…

 

Каратэ для жизни, а не для очков

И как, Валерий Иванович, помогли вам подвальные тренировки поставить дворовых хулиганов на место?

— Конечно. Уже через год начал себя чувствовать увереннее. И как-то незаметно хулиганистые парни, видя, что я их больше не боюсь и явно могу дать сдачи, начали обходить меня стороной. Зауважали. Ну, а тем, кто этого сразу не понял, доставалось. Поставленная в зале ударная техника оказалась эффективной и на улице…

Ну, вы не только дрались в подворотнях, но и учились в пединституте. Готовили себя к карьере тренера?

Наверное. По окончании института, действительно, начал тренировать ребят. Это мне предложили руководители одного из предприятий Челябинска, предоставлявшие нам небольшой зал для занятий. Тогда на каждом предприятии старались создавать спортивные секции. И тренерам платили даже зарплату…

Так карате стало смыслом моей жизни. Так я постепенно еще глубже проник и окончательно влюбился в философию и культуру, определяющие глубинный смысл этого вида единоборства. В традиционные отношения, как между занимающимися, так и со случайными людьми. В непременный культ уважения старших. В ритуалы вежливости. И мудрость, пронизывающую атмосферу тренировочного зала, создаваемую веками…

 

Философия каратэ — это уважение и дисциплина.

Пора, наверное, рассказать про то, с чего начиналась ваша спортшкола?

— Да, все было вроде бы и неплохо. Но мне предложили переоборудовать лыжную базу «Вторчермета» в тренировочный зал и создать там школу карате. И опять неприспособленные помещения с бетонным полом, без раздевалок и душевых, влюбленные в карате ребята должны были своими руками, на голом энтузиазме, переоборудовать в додзё…

Так постепенно наш ребячий клуб преобразился в муниципальную спортшколу, где все, кажется, было сделано своими руками. Шли годы, менялось многое, но неизменным все эти годы оставалось преподавание именно традиционного карате. Системы воспитания и методики обучения бойцов, построенной на принципах культуры Страны восходящего солнца и, конечно же, тесного сотрудничества с японской Ассоциацией карате — направлением сётокан. Для этого я постоянно участвовал в семинарах, токийских учебных курсах, выездах в лагеря на родине карате. Довелось тренироваться в Хомбу Додзё, головной штаб-квартире японских боевых искусств, где работают самые известные специалисты по сётокан-карате. И это, можно смело сказать, именно та организация, которая начала развивать в Японии современное карате. Для этого пришлось совершенствовать свой английский язык и осваивать азы японского…

 

Это не просто каратэ, это жизнь

 Говорят, что в Японии подлинные методики преподавания единоборств закрыты для иностранцев. Японские мастера держат в секрете многое, что до сих пор позволяет им быть лидерами в этих дисциплинах…

— В Японии возможность тренироваться внутри каратистской среды, с японскими спортсменами и теми инструкторами, которые входят в определенный круг подготовленных, прежде всего это касается студенческой среды, университетских клубов, действительно, затруднена. Туда просто так не попасть. И вообще, придти в зал додзё для занятий к какому-то инструктору на личные тренировки — очень сложно. Личное доверие должно быть. Для иностранца это еще сложнее, и в основном в этом сами иностранцы виноваты, потому что к ним отношение бытует такое, практично-коммерцианолизированное. Считается, что они не готовы погружаться в карате и тренироваться усиленно. Иностранцы, как правило, просто хотят приехать в Японию и получить на халяву какие-нибудь звания, регалии и еще хоть что-нибудь. И при этом сильно не выкладываться.

А в Японии основная практика занятий карате — просто надо тренироваться усиленно, с полной самоотдачей. И при этом не ждать получения какой-то выгоды, дивидендов. И не требовать отдачи… Все придет само и в свое время…

 Это действительно большая честь иметь возможность постигать карате на его родине. И ее надо заслужить…

— У меня последняя поездка была недавно, и я тренировался в четырех университетских клубах с очень сильными студенческими командами. Я обратился с просьбой допустить меня до занятий к их главным инструкторам, а они меня уже знали по тренировочным процессам либо по общению во всеяпонской штаб-квартире карате. Это был очень интересный опыт для меня. Молодые ребята очень хорошо профессионально подготовлены. Они тренируются шесть раз в неделю по два раза в день. А по воскресеньям у них обычно соревнования или учебные сборы… И там не было иностранцев. Плюс, я немножко был постарше занимавшихся и явно не студенческого возраста. При этом ко мне было отношение весьма уважительное. Всегда очень теплый, радушный прием оказывали буквально все.

Япония очень красивая и зеленая страна. Японцы бережно и с большой любовью относятся к окружающей природе, восхищаются ее естественностью, погодными явлениями, цветами и морем. И главное, все, что японцы делают, они стремятся довести до полного совершенства…

Справка АН:

Валерий Балашов родился в 1972 году в Челябинске. В 15 лет начал заниматься карате, в 20 лет основал Челябинский клуб традиционного сётокан-карате, начал преподавать и одновременно продолжил обучение у ведущих специалистов мира по сётокан-карате, оказавших наибольшее влияние на его развитие в этом виде единоборств (И.Йорга, Х.Нисияма, Х.Ширай, Х.Очи, М.Кавасоэ, М.Танака, М.Яхара, М.Кагава, Н.Татсуя).

Квалификации:

1-й Дан в 1995 г. сдал Илье Йорга Фудокан-ITKF.

2-й Дан в 1997 г. сдал Хироши Шираи ITKF.

3-й Дан в 2002 г. сдал Масао Кавазоэ ITKF.

4-й Дан в 2009 г. сдал Хидео Очи JKA.

5-й Дан в 2013 г. сдал Масахико Танака JKA.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram