Легендарный форвард Сергей ФЁДОРОВ, трёхкратный обладатель Кубка Стэнли и трёхкратный чемпион мира, на днях отметил день рождения. И ответил на злободневные вопросы, чем он сейчас занимается и что думает о реалиях современного хоккея.
Ларионов давно уже тренер
– Сергей Викторович, из чего сегодня состоит ваша хоккейная жизнь?
– Конечно, это наш ЦСКА – команды не только Континентальной хоккейной (КХЛ), но и высшей (ВХЛ), молодёжной (МХЛ) лиг. Ещё это хоккейная школа. Я слежу за всеми событиями в клубе, хожу на матчи.
– Есть ли молодые звёзды в системе ЦСКА, о которых мы ещё не знаем?
– Они всегда были. Но, к сожалению, наши топовые игроки из ДЮСШ – первые пять-семь ребят из выпуска – всегда по каким-то причинам уезжали в Северную Америку. А так школа всегда работала очень сильно. К сожалению, отток игроков продолжается. Но всё равно есть хорошие мальчишки, которые пробиваются даже в КХЛ.
– Может ли 13-летний парень подойти к самому Фёдорову, чтобы спросить совета?
– Да, конечно. Я постоянно бываю в клубе, хожу на тренировки, смотрю игры. И с удовольствием общаюсь. Я сам первым подойду!
– А какое напутствие вы дадите молодёжной сборной России, которая уже вылетела на чемпионат мира в Эдмонтон?
– Учитывая прошлогодний опыт нашей сборной, я бы хотел пожелать ребятам терпения. Не надо удаляться в ответственные моменты. И всё будет хорошо. Считаю, у нас в прошлом году была собрана самая сильная команда за десятилетие, несмотря на поражение в финале от Канады. В этом году должна быть не слабее. Так что запаситесь мужицким духом. И помните, что мы играем за герб на груди, а не за фамилию на спине.
– Впервые главным тренером стал Игорь Ларионов. Вас радует, что он дозрел до тренерства?
– Да, очень радует. Я считаю, что Игорь Николаевич – давно уже тренер, последние лет 15–20. Это для него не первый опыт. Он и раньше проводил определённые сборы, занимался с молодёжью. Я в курсе, потому что всё это проходило в Детройте, после окончания нашей карьеры.
– А вы сами не планируете стать тренером?
– Пока об этом серьёзно не думал. Может, какие-то мысли и возникали. Но я прекрасно отдаю себе отчёт в том, какое время это займёт. Для меня главное – семья, мои дети. Но мне очень нравится помогать, общаться с молодыми талантами. Если у них возникает интерес, накопились какие-то вопросы – с удовольствием отвечаю.
Надо ещё месяц подождать
– Давайте вспомним ваши молодёжные чемпионаты мира. Ярчайший момент. 1987 год – драка наших с канадцами, стенка на стенку. Что там было?
– Там возникла некрасивая история, когда после атаки канадца вылетело плечо у нашего игрока Валеры Зелепукина. Реальная травма. Наш игрок не сопротивлялся, а канадец продолжал его бить. Потом подкатил второй канадец – и тоже начал бить. А что нам оставалось делать?
С лавки запасных это смотрелось ужасно. К тому же наша команда в тот момент играла в меньшинстве. И вот лежит Валера, его бьют, и он не может помочь товарищам. У кого-то из наших ребят не выдержали нервы…
Я был вторым или третьим, кто выскочил на лёд. А с другой стороны посыпались канадцы. Когда битва шла уже 20 минут, то организаторы додумались потушить свет на арене. Но это не особо остановило страсти, и драка продолжилась.
– Ожидается, что НХЛ начнёт новый сезон в середине января. Когда же в Северной Америке мы увидим нормальный хоккей?
– Думаю, где-то ещё месяц нужно подождать. Но я не понимаю, как чемпионат будет снова проводиться без зрителей. Это ведь основной доход лиги помимо телевидения. Дай бог, чтобы всё устроили хорошо и хоккеистам было бы интересно играть, биться за победу в каждом матче.
«Драки стали не нужны»
– Сейчас в НХЛ уехали Капризов, Сорокин, Романов, Нестеров… Свои последние матчи за ЦСКА они провели в начале марта 2020 года. Как же им выйти на уровень?
– Вспомню, как сам я пропустил 18 месяцев, оставшись без хоккея. Но, понимая, что скоро возможно возвращение на лёд, за три месяца до этого начал определённую подготовку вне льда, потом встал на коньки.
Мне было достаточно лет, я уже поиграл в НХЛ. Понимал, в каком состоянии мой организм, и смог легко втянуться. Плюс эти пропущенные месяцы дали восстановиться после травм, сотрясений, серьёзных проблем. Я это время использовал себе во благо. А в бывших игроков ЦСКА верю – они молодые, у них всё впереди.
– Вы не жалеете, что теперь в хоккее почти не осталось драк?
– В наше время драки проходили среди тяжеловесов, людей обученных. У них был какой-то код уважения друг к другу. И тогда драки случались по делу. Если кого-то обидели, то на защиту вставали тафгаи, которые были в каждой команде. И ничего грязного там не было. Эти крепкие ребята могли подраться даже в первую минуту матча, чтобы успокоить все ненужные эмоции.
Правда, так делать в плей-офф было большим риском. И от того, кто из бойцов схватит лишний штраф, иногда зависел исход поединка. Из-за этого момента команда могла проиграть всю серию.
Поэтому драки потихоньку ушли. И знаете, НХЛ – это бизнес-лига. И там реально смотрят по игрокам на драфте, какого роста и веса приходящие юниоры. Да, реально, они изучают габариты. Есть даже целый департамент, который отслеживает такие тенденции. Так что поверьте, случайностей в хоккее высокого уровня не бывает.