С 4 на 5 августа пятеро пловцов без специальной амуниции переплыли Байкал от поселка Выдрино до Листвянки. Никто до них этого не делал, событие достойно книги рекордов Гиннесса. Организаторами экологического заплыва «За чистый Байкал» стали федерация зимнего плавания России, общественная организация «Олимпийский совет Приморского края», региональное отделение федерации зимнего плавания по Иркутской области и издательский дом «Аргументы недели».
Спортсмены плыли по очереди, сменяя друг друга. Каждый из них прошел семь-восемь этапов. В целом пловцы преодолели расстояние 48 километров, время заплыва составило 15 часов 23 минуты. Температура воды на старте была плюс пятнадцать, затем понизилась до плюс пяти.
Участники водного марафона — руководитель отделения федерации зимнего плавания по Иркутской области Андрей Бугай; мастер спорта международного класса, исполнительный директор федерации зимнего плавания России Олег Докучаев; чемпион России по зимнему плаванию, исполнительный директор федерации зимнего плавания Приморского края Евгений Зозуля; мастер спорта международного класса по плаванию Павел Комаров и чемпионка мира по зимнему плаванию Мария Чижова — рассказали о том, каково это — проплыть большое расстояние в ледяной воде, какие мысли приходят в голову пловцу посреди озера и какие сюрпризы в этот раз подготовил экстремалам Байкал.
— Плавание в открытой воде — как штанга: либо поднимешь, либо нет, — считает Андрей Бугай. — Надо готовиться, вырабатывать холодовую устойчивость, что мы и делали. С целью тренировки плавали по течению Амура и по Японскому морю. А на Байкале, как говорится, дали квасу, показали все, на что способны. Вначале плыли этапами по 30 минут, сменяя друг друга. Пройдя свой этап, пловец поднимался на катер, где принимал прохладный душ, пил чай, перекусывал чем-то легким (на полный желудок плыть тяжело), отдыхал и снова плыл. Ближе к финишу пришлось тяжеловато, вода становилась все холоднее. Мы были уставшие, порой даже разговаривать не могли. Просто смотрели друг другу в глаза, одержимые желанием доплыть до конца. В конце плыли по 20 минут, полчаса отдыхали и на «колотуне», не успев согреться, плыли дальше. Задача этой эстафеты была в том, чтобы привлечь внимание к экологическим проблемам, болевым точкам Байкала.
— Байкал непредсказуем, капризен в плане погоды и температуры воды, — говорит Олег Докучаев. — Перед заплывом, чтобы привыкнуть, «притереться» к воде, мы по три раза в день ныряли в нее. Это помогло. Хотя перед заплывом погода испортилась, поднялся шторм. И если стартовали мы при комфортных +15 градусах, то ночью вода становилась все холоднее, и в конце концов превратилась в ледяную — плюс 5. В какой-то момент я даже засомневался: сумеем ли мы это сделать? Но мы, что греха таить, — подготовленные парни, все чемпионы, мастера спорта.
Любителям без гидрокостюмов я не советовал бы предпринимать такой заплыв. От нахождения в ледяной воде и спазм сосудов может случиться, и спазм сердечной мышцы. Даже нам порой было сложно. Когда на последних этапах температура воды резко снизилась, я плыл и думал: надо доплыть, иначе товарищей подведу.
3,5 часа, семь смен я провел в воде. В Листвянку приплыли, попарились в бане, поспали, и усталость как рукой сняло. На Байкале особая энергетика, там быстро восстанавливаешься.
— Самым сложным была для меня холодная байкальская вода, — соглашается с товарищами Павел Комаров. — Погружаешься в нее, напрягаешься, съеживаешься. Потом сложно согреться. Когда первый этап плыл, было немного тревожно. Чтобы собраться и успокоиться, начал считать гребки. Это отвлекает от мыслей, что под тобой огромная непредсказуемая стихия и что многих она уже поглотила… У всех бывают страхи, но их можно преодолевать. К тому же, когда маршрут пройден, испытываешь что-то сродни эйфории и удовлетворение. Были и красивые моменты. С катера, например, я видел закат, когда большое красное солнце опускалось за горизонт, и головы нерп, выглядывающие из воды.
— Я впервые был на озере, и обязательно сюда вернусь. Ведь видел я только побережье и не успел оценить всей его красоты, — рассказывает Евгений Зозуля. — Иркутяне нам сказали: «Приезжайте, ребята, Байкал как никогда теплый». Но не тут-то было! Мы приехали — и погода испортилась, вода стала холодной. Мы потренировались, поплавали, чтобы запустить необходимые механизмы в организме. Холодная вода мобилизует внутренние резервы человека, вырабатывает в организме целый коктейль веществ, вплоть до адреналина, кровь циркулирует быстрее, температура тела повышается. Поэтому во враждебной стихии он выживает.
Плавание — это медитативный вид спорта, когда в себя, словно в дзен входишь. Последний отрезок пути мы плыли вчетвером, поэтому на отдых каждому отводилось полтора часа. Накопилась усталость, да и вода стала холодной. К тому же, когда плывешь ночью, тебя охватывает легкая тревога. Плывешь на ориентир, которым в нашем случае был катер. В голове возникают какие-то предания, легенды…
Кто-то на катере перед отплытием пошутил: «А вы байкальских чудовищ не боитесь?» Я плыл в темноте и думал, что это, может, не совсем выдумки. Когда под тобой пучина в полтора километра, всякое приходит в голову. Еще и темнота кругом, хотя за тобой движется светящийся буй. Все кажется таинственным и мистическим. Пересекая самое глубокое в мире озеро, ты ощущаешь эпичность происходящего.
Однажды на заливе Петра Великого нас сопровождали три касатки. Надо сказать, не очень приятный эскорт. В другой раз я встретил полярного дельфина, он резко вынырнул из воды прямо передо мной, у меня аж сердце подскочило от неожиданности. В Байкале плыть безопаснее, ты уверен, что не наткнешься на корягу и никакая нерпа тебе не скажет «привет». Да и вообще, над личными эмоциями и переживаниями в таких заплывах превалирует командный дух, чувство локтя, товарищества. Хочется доплыть, чтобы не подвести команду.
— В детстве жила в Забайкалье и часто ездила с родителями по железной дороге. Озеро меня манило. Глядя на Байкал, я хотела в нем поплавать, ощутить его воду, — говорит Мария Чижова. — И вот мечта сбылась. Правда, проплыла я лишь четыре этапа, а потом муж (Олег Докучаев — прим. ред.) сказал: «Все, иди спать и заниматься детьми». Мы брали с собой сыновей: Ивану — пять лет, Илье — почти два. Плыть было приятно. Вода всюду разная: в море плотная, в Волге — мягкая, в Енисее — колючая. А в Байкале она прозрачная, чистая, жесткая. Огромная глубина под тобой дает ощущение восторга с щепоткой страха. И все было бы здорово и классно, если бы после этапа на катере я могла бы отдохнуть. Но там меня ждали дети, их надо покормить, погулять с ними по палубе, положить спать. Иван тоже проплыл этап. Это дает сыну ощущение гордости и причастности к важному делу.