> Окно в соседнюю комнату - Аргументы Недели

//Спорт 13+

Окно в соседнюю комнату

№  () от 21 января 2020 [«Аргументы Недели », Борис БОГДАНОВ ]

Теперь и молодой Иван Игнатьев – лакомый кусочек в РПЛ. Фото А. Шрамко / ТАСС

22 января в России открывается период дозаявок, или, как его называют, зимнее трансферное окно. Чем запомнились предыдущие закупочные кампании клубов и чего ждать от нынешней?

Минус и плюс

С тех пор как в сезоне-2011/12 российский футбол перешёл на календарь «осень – весна», зимнего межсезонья больше нет. Есть пауза, пусть и затяжная, между двумя частями одного чемпионата. А задачей клубов на рынке в это время года, как и повсюду в Европе, стало усиление точечного характера: масштабные кадровые перемены – занятие летнее.

Поражающие воображение затраты, массовые пополнения, громкие имена – это всё не зимой. Переходы, о которых долго говорят и которыми клубы могут гордиться, совершаются, конечно, и в этот период, но их немного. Если взять хотя бы последние пять сезонов, то зима 2015-го, к примеру, запомнилась разве что удачей ЦСКА, продавшего в «Рому» ивуарийца Думбия за солидные по российским меркам 14, 4 млн евро. Потратили же все клубы сообща меньше 8 млн – что и понятно в условиях тогдашнего обвала цен на нефть и курса рубля.

Год спустя самой крупной сделкой зимы вновь стала продажа: теперь «Локомотив» пристроил другого африканского форварда, сенегальца Ниасса, в «Эвертон» за 17, 6 млн евро. Самыми же доходными зимними операциями последних лет может похвастаться «Зенит»: в паузе чемпионата-2016/17 петербуржцы отправили в китайский «Тяньцзинь» бельгийца Витселя за 20 млн евро, а прошлой зимой и вовсе умудрились содрать с «Пари Сен-Жермен» за аргентинца Паредеса, по разным оценкам, от 40 до 47 млн североевропейских рублей.

«Зенит» и продаёт, и покупает по-крупному. Но покупает всё-таки больше. Если взглянуть на трансферные операции всех нынешних 16 клубов РПЛ за последние 10 лет, то самый заметный отрицательный баланс – у сине-бело-голубых: по данным портала Transfermarkt, они за эти годы потратили на 217, 18 млн евро больше, чем выручили. Второе по величине минусовое сальдо у «Спартака» (143 млн), третье – у «Динамо» (115, 72). Если пересчитать на очки и титулы, то обосновать такую щедрость может разве что «Зенит». «Спартаку» это сделать труднее, а «Динамо» и вовсе невозможно.

А самой высокой рентабельностью может гордиться ЦСКА: за минувшее десятилетие красно-синие – в плюсе на 24, 6 млн евро (при трёх, заметим, чемпионских титулах). В целом же тратить у нашей футбольной элиты получается лучше, чем зарабатывать: общий итог этих лет для 16 нынешних участников премьер-лиги – минус 641, 5 миллиона. Чему удивляться, деньги-то чаще всего не свои – бюджетные, спонсорские. Как не тратить?

Йованович и Иванович

Футбол, конечно, бизнес, но всё же клуб – не завод, здесь голые цифры определяют не всё. «Цена-качество» – вот главный критерий, по которому судят о том, успешна или нет трансферная деятельность. А когда речь идёт о точечных операциях, характерных для зимы, удачи и неудачи особенно заметны.

Вот, например, тот же «Зенит». О прошлогоднем тройном попадании в «десятку» (Азмун, Барриос, Ракицкий) написано уже немало. Можно вспомнить и другое. Зимой 2016-го клуб потратил скромные для себя 4, 5 млн евро. 2, 5 из них отдал «Динамо» за Кокорина с Жирковым, а ещё 2 млн заплатил «Црвене Звезде» за защитника Йовановича. Кто-нибудь помнит такого? Молодой серб так и не сыграл за петербуржцев ни одного матча, а оба россиянина в команде по сей день.

А год спустя клуб с берегов Невы заплатил 12 млн за Лунёва, Эрнани и Молло. И одновременно с ними команду пополнил Иванович – бесплатно. Стоит ли говорить, кто оказался ценнее? Кстати, тогда же в «Локомотив» тоже бесплатно пришли Игорь Денисов и перуанец Фарфан – и оба год спустя сыграли важнейшую роль в завоевании чемпионского титула. «Спартак» в ту зиму показал, и как деньги можно потратить с умом, и как – выбросить на ветер. 5, 8 млн евро, отданные «Амкару» за Селихова и Джикию, оказались отличным капиталовложением. В отличие от миллиона, заплаченного «Порту» за нападающего Самбу – да, был такой спартаковец...

Зимой 2018-го «Спартак» раскошелился на 8, 8 млн евро, чтобы купить алжирца Ханни и арендовать серба Максимовича. Про обоих в клубе, наверное, предпочли бы не вспоминать. ЦСКА же тем временем за 500 тыс. приобрёл никому не известного 19-летнего хорватского полузащитника Бистровича. Не сказать, чтобы он стал звездой премьер-лиги, но игроком, для армейцев важным и принёсшим им немало пользы, – безусловно. А мы ведь говорим о соотношении «цена-качество», верно?

 

Вакансии – для своих

Чего ждать от нынешнего зимнего окна? Вряд ли многого. От всеобщего страха, заморозившего рынок пятилетней давности, не осталось и следа, но и от вольницы «тучных лет», когда в тратах никто особо не стеснялся, – тоже.

К факторам, определяющим лицо рынка, добавился ещё один: с будущего сезона в РПЛ вступит в силу новый лимит на легионеров – в заявку на чемпионат каждая команда сможет их включать не более восьми. На данный момент в эти рамки вписываются лишь 6 из 16 клубов. Понятно, что летом ситуация изменится – у кого-то истечёт контракт или закончится аренда, кого-то продадут или одолжат, – но всё равно с вакансиями для иностранцев уже сейчас туговато. Не случайно в сегодняшних трансферных новостях чаще всего звучат фамилии российских игроков – Скопинцева, Игнатьева, Соболева, Сорокина. Так что окно в эту среду откроется, но для большинства – скорее в соседнюю комнату, чем в Европу.

 



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте