Как стать миллионером
№ () от 17 сентября 2019 [«Аргументы Недели », Александр ДУБИНИН ]
«Аргументы недели» перед стартом сезона НХЛ изучили, сколько наших играет в лучшей хоккейной лиге мира. Посчитали контракт каждого, сложили доллары в общую таблицу. И теперь мы хотим рассказать, как устроена вертикаль и как из обычного игрока КХЛ стать хоккейным миллионером.
ВСЁ лето спортивные новости пестрели заголовками: «Артемий Панарин стал самым богатым хоккеистом в истории России!» или «Сергей Бобровский вошёл в тройку самых дорогих вратарей мира!».
А ведь ещё несколько лет назад Панарин не попадал в основной состав «Ак Барса» на плей-офф, ну а Бобровский сидел вторым за широкой спиной Ильи Брызгалова в «Филадельфии». Был он никем, и звали его никак.
Догнать и обогнать Америку
В прошлом осталось то время, когда Континентальная хоккейная лига (КХЛ), созданная в России, бросала вызов Национальной хоккейной лиге (НХЛ), созданной в Америке. Во второй половине нулевых, когда КХЛ только была основана, мы задались целью догнать и перегнать. Не хватало только Хрущёва, размахивающего башмаком в ООН.
Тогда «Салават Юлаев» переманил Александра Радулова из «Нэшвилла», «Авангард» подписал контракт с самим Яромиром Ягром… Размах был большим, и показалось, что КХЛ в самом деле будет развиваться очень бурно.
Всё изменилось в 2014 году, когда доллар по отношению к рублю взлетел более чем в два раза, ввели санкции, в стране начался кризис, или стагнация, – называйте как хотите. КХЛ сменила президента – ушёл Александр Медведев, пришёл Дмитрий Чернышенко. И лига словно взяла другой девиз: «Экономика должна быть экономной».
Теперь КХЛ вводит жёсткий потолок зарплат – 900 млн рублей на клуб. Это всего 14 млн долларов. А вот потолок зарплат на клуб НХЛ в будущем сезоне составит 83 млн долларов.
Разница – в шесть раз.
Нельзя сказать, что в КХЛ стало невыгодно играть. Когда твоя зарплата составляет 40–50 млн рублей за сезон, это очень хорошо. Для среднего игрока. А если хоккеист молод и талантлив, то он видит себя в НХЛ, где выступают сильнейшие спортсмены мира и где высокие гонорары.
Осталось понять, как туда попасть.
Крепостное право в НХЛ
Есть традиционный путь – через драфт новичков НХЛ, который проходит в июне. Каждый клуб лиги драфтует (берёт на карандаш) 18-летнего игрока. Так, на последнем драфте было выбрано 28 россиян. Кому-то из них предложили контракт в клубе НХЛ. Но тут есть хитрость, потому что изначально ты подписываешься на маленькие деньги. За год можешь заработать 925 тыс. долларов – да и то если будешь играть в НХЛ. Если в лиге рангом ниже, то и гонорары падают в 10 раз. И так на протяжении трёх лет. А то и четырёх-пяти, если контракт НХЛ ты так и не откроешь. Понятно, что в КХЛ в молодом возрасте, если ты уже стал мастером, можно заработать больше.
А есть нетрадиционный путь, которым следовали Панарин и Бобровский. Так уж сложилось, что на драфте их не выбирали. Они поздно раскрылись, не приглянулись ни одному скауту. Но так даже лучше. Когда ты наигрался в КХЛ и решил покорять Северную Америку, то должен ехать не в клуб Х, который тебя выбрал на драфте. А ты можешь выбрать вообще любую команду НХЛ.
Это гораздо выгоднее. Потому что бывает, что игрок просто не нужен какому-то клубу НХЛ. Зато в другом, где есть нужная вакансия или где взгляды руководства не такие консервативные, ты придёшься ко двору.
Так, Панарин наигрался в СКА – и поехал конкретно в «Чикаго», где с ним захотели подписать контракт. Окажись он в «Ванкувере» или «Аризоне», и мы не знаем, как бы всё сложилось. А так Артемий в «Чикаго», где проповедовался техничный комбинационный хоккей, быстро стал своим. Выиграл титул лучшего новичка лиги («Колдер Трофи»). И пусть «Блэкхокс» потом обменяли его в «Коламбус», Панарин и там рос, набирался уверенности. И превратился в одну из главных звёзд лиги. Этим летом он перешёл в «Нью-Йорк Рейнджерс», подписав контракт на 81, 5 млн долларов за семь лет.
Путь Бобровского лежал из новокузнецкого «Металлурга», где по хоккейным меркам были безденежье и безнадёга. Сергей приехал в «Филадельфию», и как раз этой команде не подошёл. Но после перехода в «Коламбус» поймал свой шанс, завоевал одну «Везина Трофи», став лучшим вратарём лиги, потом сделал это во второй раз. И получил статус суперстар. Этим летом он перешёл во «Флориду», подписав контракт на 70 млн долларов за семь лет.
Правда, нужно учесть нюанс. Когда игроку НХЛ исполняется 27 лет, он получает статус неограниченно свободного агента. То есть может перейти в любой клуб лиги, куда захочет. А до 27 лет он приписан к одной конкретной команде, и уже она должна подписать с ним контракт. Возможны обмен в другой клуб, забастовка, разные ухищрения. Но, по сути, это такая форма крепостного права в хоккее.
14 млн долларов в год – это 6 млн долларов на руки
Есть две стратегии, когда уезжать в НХЛ. Первый вариант – лететь в 16–17 лет в Северную Америку, где играть в юниорской лиге и развиваться в заокеанской системе координат. Надо сказать, что для россиян это не самая перспективная дорога. Потому что выхлоп не очень хороший. Игроки часто тормозятся в развитии, их американская мечта терпит крах.
Второй вариант – играть и развиваться в КХЛ до 22–24 лет. Чтобы стать хоккеистом сборной России, проявить себя в сильном клубе. И уже матёрым мужиком, а не зелёным пацаном лететь за океан и покорять Америку.
Другое дело, что КХЛ – тоже консервативная лига, и у нас неохотно доверяют молодым. Это надо учитывать. Поэтому какой смысл сидеть на лавке в России, если можно быть на виду у скаутов в Северной Америке?
Нужно ещё развеять миф о том, что тот же Панарин получит в этом сезоне 14 млн долларов – и это чистые деньги, которые упадут к нему на счёт. Вовсе нет. Из этой суммы нужно вычесть федеральные и местные налоги, что составит половину от зарплаты. Ещё надо вычесть эскроу – это 10–13%, которые НХЛ забирает в стабилизационный фонд и может не вернуть. То есть две трети – долой. На руки Панарин получит в районе 6–7 млн «зелёных». А ведь ещё нужно платить 8–9 тыс. долларов в месяц за аренду нью-йоркской квартиры, тратиться на социалку и всё такое. Америка так устроена, что тебе платят много, но ты себя полностью обеспечиваешь сам.
А вот в КХЛ иностранного игрока сразу обеспечивают жилплощадью, автомобилем, едой. Да и налоги в России всего 13% для своих, 30% – для легионеров. Ещё есть разнообразные бонусы. В общем, в нашем хоккее обдирают меньше.
Агенты-тяжеловесы
Теперь перейдём к цифрам, которые ещё никто нигде не публиковал. Пристегните ремни и отправляйтесь в мир финансовых реалий.
Всего контракты в НХЛ подписали 73 российских игрока. Их интересы представляют 16 агентских компаний. И только один хоккеист стоит особняком, потому что он услугами агента не пользуется в принципе. Это Александр Овечкин. Дело в том, что в 2008 году он подписывал рекордный по срокам и размерам 13-летний контракт на 124 млн долларов с «Вашингтоном». В среднем агент берёт от трёх до пяти процентов. Так вот Овечкин не захотел отдавать агенту Дону Мину увесистую сумму в 4–5 млн долларов. Зачем? Он был в цене, и переговоры проходили очень легко.
Самый крупный агент – Дэн Мильштейн из компании Gold Star Sports Mana- gement Group. Причём он – большой по всем параметрам. У него больше всего игроков (17). Он подписал контрактов на 206, 191 млн долларов – если посчитать в сумме. А за этот сезон его клиенты заработают 37, 822 млн «зелёных».
Мильштейн не просто подписывает хоккеистов, а строит целую империю. В его команде есть молодые и перспективные игроки (Михаил Воробьёв, Артемий Князев). Есть те, кто уже поварился в НХЛ – и теперь должен выстрелить в НХЛ (Илья Михеев). Есть крепкие середняки по меркам НХЛ, подписавшие уже несколько контрактов в лиге (Иван Барбашев, Никита Задоров, Никита Зайцев, Владислав Наместников). И есть две жемчужины в короне – лучший вратарь лиги Андрей Василевский и лучший хоккеист лиги Никита Кучеров. Оба имеют контракты-близнецы на 76 млн долларов за восемь лет.
Была у Мильштейна и третья жемчужина, но Артемий Панарин перешёл от него к Полу Теофаносу. Теперь русскоговорящий грек работает с шестью игроками, их совокупные контракты – 179, 013 млн долларов, а годовой валовый доход – 33, 998 млн доларов. В эту команду входят Панарин и Бобровский. Причём есть информация, что Боб уговорил Артемия перейти к его агенту.
Есть ещё пять более-менее крупных агентов – Марк Гандлер (его главные звёзды – Иван Проворов, Андрей Свечников), Максим Моливер (Евгений Кузнецов, Александр Радулов), Джей-Пи Бэрри (Евгений Малкин, Илья Ковальчук), Майк Лиут (Владимир Тарасенко) и Дон Мин (у него после ухода Овечкина звёзд нет, но много подрастающих новичков).
Остальные агенты представляют интересы одного-двух игроков. Для того чтобы получить лицензию в НХЛ, нужно иметь хоть одного подписанного хоккеиста. Это маленький частный бизнес, и финансовых акул тут нет.
Напоследок сообщим, что 73 российских игрока имеют контракты на общую базовую сумму 187, 906 млн долларов. Это если за будущий сезон. А если сложить сумму их действующих контрактов за все годы, то мы получим 679, 616 млн долларов.
Вот она, русская доля в НХЛ. А как туда попасть, чтобы стать долларовым миллионером или рублёвым миллиардером, мы вам уже объяснили.
20 самых богатых русских
А теперь мы назовём 20 самых главных хоккейных миллионеров из России. Первая цифра – зарплата игрока в грядущем сезоне. Далее указаны срок контракта и общая его сумма.
$14, 000 млн – ф Артемий Панарин («Рейнджерс») – семь лет / $81, 500
$12, 000 млн – ф Никита Кучеров («Тампа-Бэй») – восемь лет / $76, 000
$11, 500 млн – в Сергей Бобровский («Флорида») – семь лет / $70, 000
$10, 000 млн – ф Александр Овечкин («Вашингтон») – два года / $20, 000
$9, 500 млн – ф Владимир Тарасенко («Сент-Луис») – четыре года / $30, 000
$9, 500 млн – ф Евгений Малкин («Питтсбург») – три года / $28, 500
$8, 400 млн – ф Евгений Кузнецов («Вашингтон») – шесть лет / $42, 400
$6, 750 млн – з Иван Проворов («Филадельфия») – шесть лет / $40, 500
$6, 600 млн – ф Александр Радулов («Даллас») – три года / $15, 250
$6, 500 млн – з Дмитрий Орлов («Вашингтон») – четыре года / $17, 600
$6, 000 млн – в Семён Варламов («Айлендерс») – четыре года / $20, 000
$6, 000 млн – ф Илья Ковальчук («Лос-Анджелес») – два года / $10, 250
$5, 000 млн – ф Никита Гусев («Нью-Джерси») – два года / $9, 000
$4, 500 млн – з Никита Зайцев («Оттава») – пять лет / $22, 500
$4, 333 млн – з Дмитрий Куликов («Виннипег») – один год / $4, 333
$4, 000 млн – ф Артём Анисимов («Оттава») – два года / $7, 000
$4, 000 млн – ф Евгений Дадонов («Флорида») – один год / $4, 000
$4, 000 млн – ф Владислав Наместников («Рейнджерс») – один год / $4, 000
$3, 500 млн – в Андрей Василевский («Тампа-Бэй») – девять лет / $79, 500
$3, 200 млн – з Никита Задоров («Колорадо») – один год / $3, 200