В интервью еженедельнику «Аргументы недели» президент Любительской футбольной Лиги Дмитрий Смирнов сказал, что рад будет увидеть Павла Мамаева и Александра Кокорина в ЛФЛ: денег, может быть, много не заработают, зато смогут стать чемпионами мира или Европы, чего никогда бы не добились в профессиональной сборной России.
- Скоро Мамаев и Кокорин выйдут на свободу, и теоретически у обоих могут возникнуть проблемы с трудоустройством. Насколько заманчивым для них может быть вариант заявки в какую-нибудь из команд ЛФЛ?
- А почему бы и нет, добро пожаловать! У нас играет огромное количество бывших профи. То есть для тех, кто закончил профессиональную карьеру, вероятность того, что окажутся в ЛФЛ, очень велика. К примеру, в команде ЦДК, которая заняла первое место в этом году, играют Билялетдинов, Каряка, Алдонин, Милевский, и остальные тоже бывшие профи, только не такие известные. И сегодня они будут в финале Лиги чемпионов играть с командой Андрея Тихонова.
- А в финансовом плане насколько выгодно играть в ЛФЛ, какие там заработки?
- Конечно, по сравнению с премьер-лигой очень скромные. Но вполне сопоставимые со 2-й и 3-й лигами – люди уже могут выбирать, играть ли там или в ЛФЛ. Многие играют не только ради денег, кто-то зарабатывает в основном бизнесом, кто-то учится на тренера, кому-то предлагают контракт на год или полтора и они думают, стоит ли срываться и уезжать от семьи или семью с собой тащить, может, проще закончить карьеру и для удовольствия играть в ЛФЛ. Но деньги, конечно, все получают. Где-то как средний московский чиновник, но играют то только по выходным. То есть по обычным российским меркам это приличная зарплата. Не по меркам футболиста премьер-лиги.
- То есть сотню тысяч вполне можно зарабатывать в месяц?
- Конечно! Если это известный футболист, мы их в шутку называем «люди из телевизора». А не такой известный, но добротный бывший профи может спокойно зарабатывать тысяч пятьдесят. Таких у нас очень много.
- Но ведь есть еще и международные соревнования? ЛФЛ очень на хорошем счету в мире…
- Наша сборная возглавляет мировые рейтинги, мы чемпионы мира и двукратные чемпионы Европы. На последнем ЧМ в Португалии, правда, заняли только третье место (участвовали 32 команды). А чемпионами Европы стали в 2016-м во Франции, и в 2017-м в Чехии. То есть за последние три года постоянно в медалях. Но в сборной есть не только бывшие профессионалы, а и те, кто со двора. Критерий отбора простой – мы берем по степени таланта, физической готовности и человеческим качествам. То есть сильнейших на данный момент. Тут есть еще требование – с момента, когда закончился последний профессиональный контракт, должно пройти не меньше 365 дней. В этом случае футболист считается любителем. Но в Гватемале было разрешено играть профессиональным игрокам. За сборную Уругвая играла практически сборная Уругвая недавнего прошлого с Рекобой во главе плюс действующие профи, и мы все равно всех обыграли и стали чемпионами мира. У нас традиционно очень сильный любительский футбол.
- А какие заработки в сборной?
- В национальной сборной я принципиально никому не плачу. Все играют за страну. Понятно, мы полностью оплачиваем все расходы: поездки, проживание, питание, медикаменты (у нас работает доктором прославленный врач «Спартака» Юрий Васильков). «Адидас» как-то посетовал, что, мол, они нас экипируют даже больше, чем сборную Черчесова. Мы им на это так ответили: «В отличие от сборной Черчесова, мы постоянно золото выигрываем или как минимум серебро, бронзу!» А ребята из сборной Черчесова получили заслуженных мастеров спорта за 8 место в ЧМ! Мы же за то, что стали чемпионами мира и Европы, получили только грамоту от Симоняна и часы от РФС. И все! (Смеется).
- С «Адидас» у ЛФЛ спонсорское соглашение?
- Да. Они по контракту являются техническим спонсором ЛФЛ: экипируют судей, обеспечивают мячами, одевают полностью национальную сборную, не хуже чем сборную Черчесова. У меня люди едут на ЧМ полностью упакованными – получают не только игровую форму, но и тренировочную, парадную.
- И, попав в сборную ЛФЛ, ребята могут стать чемпионами мира, чего никогда бы не добились в большом футболе…
- Конечно! У меня чемпионами Европы стали Эрик Корчагин, Леша Медведев, Женя Алдонин, Валера Лихобабенко – ребята, которые сотни матчей сыграли в премьер-лиге, но при этом вообще ничего не выигрывали! Они так и говорят: «Мы здесь играем еще и потому что имеем реальный шанс выиграть серьезные титулы». Самое главное, такой шанс имеют и простые ребята. У меня чемпионами мира и Европы становились пацаны, которые вообще никакой школы не имели, просто со двора. Самородки. Но набрались опыта, подучились, играя рядом с такими профессионалами как Бесчастных, Хлестов, Парфенов, Евсеев, Филимонов, Смертин, Широков, Ромащенко, Ковтун... Меня журналисты пытали, почему я Сычева не взял в сборную в 2016-м – он в тот год довольно ярко играл, но просто другие футболисты были сильнее! Я его даже на сборы не приглашал. А вот Коряку, к примеру, пригласил, но он не приехал, и, конечно, я его не взял во Францию. А другие известные футболисты себя проявляли только с лучшей стороны. Леша Медведев, который 350 матчей в премьер-лиге сыграл, он уже третий год капитан сборной. И хотя ему за сорок, на тренировках работает больше, чем какой-нибудь молодой. Мы не смотрим никому ни в паспорт, ни в трудовую книжку - где он играл. У нас рядом играют и известные профессионалы, и ребята просто талантливые, которые никогда не играли на профессиональном уровне. В премьер-лиге ведь бегают не самые талантливые. Тот же Лунев, прежде чем попасть в профессиональный футбол, много сезонов отыграл в ЛФЛ. И только потом стал игроком «Зенита» и сборной. Есть довольно много таких, кто из ЛФЛ попал в профессиональные команды.
- Титов не пробовал играть в Лиге?
- Как раз Титов – исключение из правил. Хотя из его поколения практически все поиграли в ЛФЛ.