Чемпион планеты по хоккею, звезда НХЛ, а теперь – телекомментатор и скаут Андрей НИКОЛИШИН в интервью рассказывает о своей бурной жизни. Он – хороший парень, но случайно сделал хет-трик, попав в тюрьму в трёх разных странах мира!
Три ходки за границей
– Если бы не получилось построить карьеру хоккеиста, остались бы жить в Воркуте – работали бы в шахте. Об этом вас спросили в «Ютуб»-передаче «Игра в тело».
– Но я в детстве хотел быть не шахтёром, а милиционером. «Огарёва, 6», «Петровка, 38», «Место встречи изменить нельзя» – романтика тех фильмов. Правда, у меня приводов в милицию было очень много.
– За что?
– Воркута – не совсем благополучный город для жизни. Приходилось место под солнцем завоёвывать кулаками.
– Приводы, но не ходки.
– У меня ходки были за границей. Я три раза сидел – в Финляндии, Швейцарии, Америке.
– Что натворили?
– Один раз нам сделали визы в Финляндию подешевле – за 15 долларов вместо 25. Оказалось, визы транзитные. Я отправлял две свои машины-трёхлетки в Россию, пользуясь правилом, что мог сделать это без пошлины. Прикатили автомобили в Котку. Нужно ехать их забирать.
Мчимся из Москвы на поезде в Финляндию. И нас останавливают на границе: «Вы куда? А потом? Нет, нельзя сразу в Москву – вы должны в третью страну выехать, у вас транзитные визы». – «Куда мы на машине поедем из Финляндии? В какую третью страну?»
Ну и всё, нас сняли с поезда, посадили в камеры-одиночки – я был с женой и другом. Просидели так шесть часов, а вечером на поезде нас депортировали в Россию.
Страна мульти-пульти
– А что было в Швейцарии?
– Это по малолетке. Одна из первых поездок за границу – отправились со сборной Москвы, мне было лет 16. Зашёл в магазин Migros. Снял свои ботинки, надел те, которые там продавались. Хотел уйти, но поймали на выходе. Посадили в тюрьму на четыре часа.
– Ботинки отобрали?
– Нет, я за них заплатил. Оставил себе. Но конец 1980-х – шальное время. У нас в стране ничего не было, а тут – Швейцария. Мы её называли «Страна мульти-пульти». Нужно было в очках ходить, чтоб не ослепнуть.
– Там тюремные камеры де-люкс?
– Я был так расстроен случившимся, что камеру особо не разглядел. Вроде была обычная. Горел со стыда: как же так спалился на ровном месте? Что греха таить, воровали в тот момент все. Это я сейчас спокойно говорю, а тогда было не по себе.
Меня ведь из команды выгоняли. Вернулись в Москву, вызывает Владимир Юрзинов: «И что мы будем делать, молодой человек?» – «Виноват, Владимир Владимирович! Наказывайте!» За меня ходили просить Женька Попихин и Юрка Леонов. Говорили с Юрзиновым, отмазали меня. Дело прикрыли, замяли. Больше такого не повторялось.
Тюрьма за 25 долларов
– Ну и наконец, Америка.
– Это было лет семь назад. Когда я в последнем сезоне НХЛ играл за «Колорадо», то где-то не заплатил за парковку. Мне по почте пришёл штраф на 25 долларов. Но сезон закончился, я уже собрал манатки и уехал. Ту квитанцию даже в глаза не видел.
А этот штраф там валялся несколько лет, пошёл по инстанциям, попал к коллекторам, разлетелся по базам. Мы приехали с друзьями в Аспен кататься на лыжах. Уже возвращались в Денвер, и на шоссе нас остановил полицейский за скорость.
Стали пробивать по базе, и высветилось, что у меня неоплаченный штраф. Мне тут же на дороге надели наручники, вызвали ещё две патрульные машины. И мы поехали 80 миль в полицейский участок. Раздели догола, дали полосатую робу, посадили в тюрьму. И я просидел до семи утра в общей комнате с какими-то насильниками.
– Ничего себе!
– А ведь никто ничего не говорил. Я не понимал, за что меня забрали. В голове крутились разные версии. Ты можешь возмущаться, кричать, орать – бесполезно. Сиди в камере.
Утром меня выпустили под залог, всё объяснили. Я вышел, вернулся к семье. Но сами понимаете, отпуск уже испорчен. Какие там лыжи…
Улетели в Россию, через неделю я вернулся в США. Нанял адвоката, был суд. Мы выиграли дело. Оплатил штраф в районе 100 долларов. Меня признали невиновным. Но пришлось заново пересдавать на права. И всё равно при въезде в США в твоей истории стоит отметка, и тебя отводят на дополнительный контроль.
Наезд ореховских
– Хорошо, что в России обошлось без приключений.
– Ну почему же? У меня в начале 1990-х была беременна супруга. Мы уезжали в НХЛ, и на меня наехали ореховские. Бандитская группировка. Просили или две машины, или отдать деньгами.
– Какой модели?
– «Восьмёрка» или «девятка». Размахивали битами, обещали переломанные ноги. Ко мне в квартиру приезжали силовые структуры, устраивали засады. Им у меня дома понравилось. Пока они сидели, я им ставил нарезки хоккейных матчей с драками. Силовики с таким удовольствием их смотрели!
Потом брали тех, кто наезжал. Бегали за ними по всему Бирюлёво, где я тогда жил. Это всё благодаря президенту московского «Динамо» Александру Стеблину. Спасибо ему огромное. К кому ещё обращаться? А он дал человека, и тот разрулил мои дела. Следующие три-четыре года я приезжал в Россию с опаской, ходил и оборачивался. Но меня уже оставили в покое.