Легендарный тренер Вячеслав БЫКОВ, дважды олимпийский чемпион и семикратный чемпион мира, в составе национальной сборной как игрок и двукратный чемпион мира как тренер, дал интервью «Аргументам недели» о своём возвращении в КХЛ и взглядах на хоккей.
Там, где нужен
– Почему вы не возвращаетесь в КХЛ? Без вас лига осиротела.
– Так нельзя говорить. У нас хватает хороших тренеров-специалистов.
– А вы-то почему не работаете? Вас же люди ждут.
– Я там, где я нужен. На данный момент.
– Нянчите внука? Но он в школу скоро пойдёт.
– Дело не только во внуке. Это комплексная отговорка. Потому что если ты хочешь делать работу правильно и профессионально, то должен отдать этому 100% своего времени. Ничто не должно тебя отвлекать. Что-нибудь помешает – всё, ты уже вне дела, мыслями в другом месте. А оно мне надо?
– Вам ещё рано уходить на пенсию.
– Согласен. Я ещё могу поработать в КХЛ. Никогда не говори «никогда».
– Но ведь в лиге мало клубов, куда вы можете пойти. Вам нечего делать в небогатых командах вроде «Адмирала», «Трактора»…
– А почему вы за меня решаете? Я сейчас с удовольствием выхожу на лёд с детьми. Мы с Игорем Захаркиным общаемся с тренерами в академии «Ак Барса», передаём нюансы игрокам на льду. Я вхожу в попечительский совет «Фрибурга», где играет мой сын. А помните, как мы работали со сборной Польши?
Не важно, в каком ты клубе. Важно то, что можешь передать. Когда ты видишь, что твой ребёнок или команда прогрессируют, у них горят глаза, это такое удовольствие! Ты развиваешь людей, даёшь им поверить в себя. Я никогда не кичился тем, что работал в сборной, и ниже теперь не пойду. Не считаю, что это правильно.
Как мы ушли из СКА
– Почему вы в 2015 году внезапно покинули СКА? Говорили, вы оказались под прессом высшего руководства клуба.
– Ерунда. Всем интересно в замочную скважину подсмотреть. Но самое глупое, когда в эту скважину на тебя смотрит кто-то другой. А если не будет пресса, ты можешь уснуть. Надо к нему философски относиться. Есть руководство, работающее во благо клуба. Оно хочет видеть результат, поэтому с тренеров жёстко требуют. Если ты согласен на это – пожалуйста, работай. Нужно всегда себя держать в тонусе, как перед экзаменом. Иногда мы сами себе создавали давление, если не чувствовали его извне.
Разговоры о том, что мы в СКА с кем-то поругались, не стоят выеденного яйца. Контракт был заключён для того, чтобы добиться результата. Мы его дали, выиграв Кубок Гагарина. После этого я лично попросил, чтобы меня освободили. И в СКА пошли навстречу, хотя могли наложить такой штраф, что я бы за второй сезон отдал всё, что заработал в первом. Остался бы с нулём. У меня же был двухлетний контракт. Но меня отпустили…
– А если бы не взяли Кубок Гагарина?
– Тогда бы остались в СКА с Захаркиным. Цель ведь была бы не выполнена.
– Правда, что вам предлагали тренировать клуб НХЛ?
– Нет, просто был интерес со стороны одной команды. На каком языке мы могли бы работать, потянули бы. Мы ответили чисто информативно. Я не отказал, просто тема дальше не пошла.
– А почему вы, когда были игроком, в 30 лет поехали в Швейцарию, а не в Америку?
– Права на нас принадлежали «Квебеку», мы ждали год, но особого интереса с их стороны не почувствовали. Если бы нас активно позвали, то мы бы уехали в НХЛ. Сразу договорились с Андреем Хомутовым, что уедем только вместе.
Работа в НХЛ кочевая, а мы хотели уделять больше времени семье. У нас же по двое детей на руках. Это было важнее, чем деньги. И вот к нам прилетел президент «Фрибурга» с горящими глазами. Мы поняли, что нужны, – и уехали в Швейцарию.
– А гражданство зачем приняли?
– В знак уважения к стране, где я живу с 30 лет.
Машины от Путина
– Почему многие спортсмены голосуют за Владимира Путина? Даже «Путин-тим» создают.
– А я ведь действительно уважаю Путина. Мне посчастливилось лично общаться с Владимиром Владимировичем. И когда разговариваю с журналистами в Швейцарии, то защищаю его будь здоров. Потому что там иногда Путина видят как деспота. Но я отстаиваю наши ценности.
Мне кажется, ребята так выражают патриотизм, любовь к Родине. А через кого это делать? Через своего президента. На мой взгляд, так. Не думаю, что это с меркантильным умыслом.
– Но ведь хоккеистам дарят «мерседесы». Александр Овечкин попросил в 2014 году на всю команду за победу на чемпионате мира – дали! А ведь это не Олимпиада.
– Вы ведь не знаете, как это было. Потому что я первым пробивал эти «мерседесы», когда мы завоевали золото в Квебеке в 2008 году. Просто президент хотел оценить нашу победу. И думал, какой сделать подарок.
– И вы…
– В своё время, когда я пришёл в ЦСКА, знаменитый тренер Виктор Тихонов тоже помогал – выбивал квартиры, помогал покупать машины. Ведь у каждого есть семья, нужно жить-выживать.
Ты ведь не пойдёшь к Путину, чтобы сказать: «Дайте квартиры». Ни туда ни сюда. И вот мне пришла мысль в голову, что машины – это будет нормально. Президент – обычный человек, и он делает всё, чтобы ты себя чувствовал комфортно. А не сидел потный и зажатый в углу.
– И вот вам дали машины?
– Ну да. Потому что президент – он ведь тоже спортсмен, болельщик. Переживал за сборную, вот и поддержал. За что большое спасибо.