Мир, труд, боевое самбо!
28 апреля 2018, 11:14 [«Аргументы Недели», Сергей ГРУНЮШКИН ]
Вопрос, чьё кунг-фу сильнее, волнует людей давно. На эту тему сняты не только десятки художественных фильмов, как представители разных боевых искусств соревнуются между собой, но и проведены многочисленные профессиональные турниры. Споры не утихают до сих пор, но как показывает практика, одним из наиболее прикладных видов спорта является всё же наше отечественное боевое самбо. О том, в какой момент оно появилось и в чём его преимущества «АН» пообщались с Александром Ушаковым, вице-президентом Всероссийской федерации самбо, а также старшим тренером сборной России по боевому самбо Александром Конаковым.
Боевое самбо уходит своими корнями в 20-е годы прошлого года, когда вместе с утверждением Московского спортивного общества «Динамо» стало разрабатываться новое боевое искусство. Тогда эта система Виктора Спиридонова получила название «самоз», а уже позже она сливается с системой Василия Ощепкова, которую впоследствии развивали Анатолий Харлампиев и Евгений Чумаков.
Как рассказывает Александр Ушаков, разработка приёмов самозащиты велась не из праздности:
Александр Ушаков
«Это средство было необходимо для вооружения дружинников, красногвардейцев и народной милиции, чтобы противостоять тогдашнему разгулу бандитизма и банальному сохранению жизни сотрудников и членов их семей. В 1938 г. самбо признали одним из видов спорта, однако боевой раздел самбо оставался этаким секретным оружием правоохранительных органов вплоть до середины 90-х годов», – делится Александр Фёдорович.
При этом нужно помнить, что с 70-х годов в СССР хлынул поток восточный единоборств, среди которых были десятки видов карате, тхэквондо и т.д. Они были под запретом, но подпольные клубы, где изучали эти единоборства, в силу сладости плода, были весьма популярны. Да и фильмы Брюс Ли, из тех же подпольных видеопрокатов, неплохо способствовали их популярности. Правда, на деле восточные единоборства зачастую показывали, что не справляются с требованиями реального боя.
«В середине 90-х мы собрались с друзьями самбистами – в основном это были ученики А. Харлампиева, Г. Долголенко, я представлял РГУФКСМиТ и занимался тоже у Харлампиева и его ученика Чумакова – и решили выяснить «кто сильнее слон или лев?». Какой вид единоборств является наиболее прикладным и ценным. Вместе с Валерием Волосных, Анатолием Жуковым, Владимиром Тихоновым, Рашидом Мулеевым, Александром Комягиным мы разработали положение о первых соревнованиях по боям без правил. Затем собрали такой состав участников, где были представлены боевые самбисты и представители других единоборств, дзюдоисты, тхэквондисты, боксёры и т.д. Победителями стали боевые самбисты. Правда, умозрительно вообще можно было заранее прийти к выводу, что они всех победят и никаких поединков вообще не устраивать. Но нам тогда важно было показать и доказать, что боевое самбо может развиваться как отдельный вид спорта.
Затем я поехал в США, штат Баффало на теперь уже известный всему миру американский турнир UFC, где бился Олег Тактаров и Кен Шемрок. Мы встретились с американскими бойцами, хотели пригласить их в Россию, но они чего-то испугались и не поехали на наши бои без правил. А в то же рядовой русский самбист в США вовсю гасил местных чемпионов, сумел заработать приличные деньги и сняться в голливудских фильмах. И, по сути, своими выступлениями прорекламировал боевое самбо больше, чем кто-либо другой, так как позиционировал себя, как боевой самбист», – рассказывает Александр Ушаков.
Однако у боёв без правил в России была другая проблема. Не стоит забывать, что 90-е были временем разгула «братвы». Она приходила на такие соревнования с целью завлечь в свой криминальный мир молодых спортсменов. Ребят от этого всячески старались ограждать, получалось, к сожалению, далеко не всегда. Поэтому нужно было всячески вывести боевое самбо на официальный уровень.
«Я сел и написал правила соревнований по боевому самбо, максимально убрав оттуда запрещённые действия. И стал продвигать и пропагандировать это в рамках Министерства спорта. К 2000 году с помощью Сергея Елисеева и Михаила Тихомирова удалось утвердить эти правила на международной арене. А после удалось организовать первый в чемпионат России по боевому самбо в «динамовском» зале на Лавочкина, 14.
Так с 2001 года началось победное шествие боевого самбо на мировой арене. Ежегодно проводятся международные турниры, на которых мы в 2017 году взяли 9 золотых медалей на ЧМ и 9 на ЧЕ. В обозримом будущем планируем провести чемпионат мира по боевому самбо среди молодёжи. Женщины тоже очень хотят в боевое самбо, но мы их ограничиваем. Феминизация в нашей стране ещё не достигла того уровня который есть на Западе. Понятно, что публика хочет зрелищ, но мы больше сосредоточены на учебном процессе, спортивном самбо среди женщин. А вот в боевом самбо для женщин возникает много вопросов. Например, если мы оставляем всю ударную технику, то как же защищать грудь? Нужно ведь думать о последствиях – мастите, раке груди», – поделился Александр Фёдорович.
В чём же главное преимущество боевого самбо перед остальными видами? Дело в том, что оно максимально приближено к настоящему бою, оно эклектично и вбирает в себя лучшие элементы из других видов. А ограничения, которые существуют рукопашном бое, кудо, тхэкводндо, очень существенны.
«Сложно представить представителей восточных единоборств в борьбе лёжа. Тем более вряд ли знание карате поможет полицейскому при задержании преступника. А в спортивном самбо даже в советское время 40 часовой курс давал навыки того, как можно обезвредить злоумышленника без причинения вреда здоровью и увечий», – подытожил А. Ушаков.
Сегодня, к слову, боевое самбо тоже в почёте у представителей силовых органов России. Ежегодно проводятся различные турниры, где представители различных структур и ведомств соревнуются в своём мастерстве владения этим оружием, которое «всегда при себе».
О том, каково положение боевого самбо в России и мире мы спросили у члена исполкома Всероссийской федерации самбо и старшего тренера сборной России по боевому самбо Александра Конакова:
Александр Конаков
«Сегодня этот вид очень активно развивается по всей стране – от Калининграда до Дальнего Востока. Причём в каждом регионе есть интересные ребята.
Многие спортсмены после боевого самбо пробуют себя в боях смешанного стиля – у них это отлично получается. Сама методика подготовки позволяет спортсмену стать универсальным бойцом. Поэтому они стремятся достигнуть высокого уровня в боевом самбо – стать чемпионом мира – а в дальнейшем пробовать на профессиональной арене.
Что касается мира, то конечно сильные самбистские школы на постсоветском пространстве. Особенно сильны азиаты – Узбекистан, Таджикистан, Туркмения. Очень хороши монголы. Растёт уровень и европейских спортсменов, наши давние конкуренты болгары, в Германии неплохие ребята, в Прибалтике, активно развивают самбо французы. Кроме того панамериканские страны подтянулись – в частности есть сильные представители из Аргентины и Венесуэлы.
На мой взгляд, на популярность боевого самбо повлиял успех наших бойцов в ММА – боях смешанного стиля – на международном уровне. Первыми кто вообще проложил дорогу в эти зарубежные турниры были Михаил Илюхин, Олег Тактаров, Николай Зуев. Ну а потом уже Фёдор Емельяненко, а теперь уже и более молодые ребята – Михаил Мохнаткин, Вячеслав Василевский и многие другие.
Видя, как выступают российские спортсмены, и, зная, какую школу они представляют – самбо и боевое самбо – иностранцы тоже начинают изучать наши виды, чтобы быть сильнее.
В чём главный интерес боевого самбо? Это более динамичный вид спорта, чем обычное самбо. Здесь долго в захвате не постоишь, нужно быстрее принимать решения. Оно более зрелищно – даже бросковая техника отличается, потому что всё нужно делать быстро. Либо бросаешь, либо бьёшь. Если сразу не реализовал преимущество, то противник имеет возможность победить. Это более динамичный вид, где можно бить руками, ногами, головой, бить в партере. Отсюда и борцовская техника выглядит по-другому», – рассказал Александр Владимирович.
Вот так, спустя многие годы боевое самбо вышло на международную арену и тут же стало доказывать, что грамотное владение его приёмами существенно расширяет арсенал бойца. В нем, конечно, нет красоты бразильской капоэйры, зато в нём другая красота – это максимальная эффективность и стремление побеждать.