Хоккей в России больше чем хоккей
26 июля 2017, 12:11 [ «Аргументы Недели. Челябинск» ]
Продолжение. Начало здесь
Наш земляк, челябинец Александр Уфимцев в прошлом году стал победителем конкурса литературных произведений о хоккее с шайбой «Скажи свое слово о хоккее», в престижнейшей номинации «Библиотека тренера». До недавнего времени Александр Викторович успешно трудился доцентом на кафедре «Хоккей-футбол» УралГУФКа, работал тренером в хоккейной команде «Трактор». Сегодня мы продолжаем публиковать, с незначительными сокращениями, его размышления о судьбе современного российского хоккея, о причинах побед и поражений современной национальной сборной, очевидные противоречия в российском хоккее, требующие немедленного их разрешения:
Причина шестая это конечно же хоккейная спортивная наука (теория и методика хоккея - «мозги» хоккея). За многие истекшие годы в области методики спортивной подготовки и тренировки мы во многом остались, а вернее всего сказать, вернулись в первую половину прошлого столетия. Рост спортивного мастерства в современном спорте обеспечивается, в первую очередь за счёт постоянного повышения основных параметров тренировочных и соревновательных нагрузок (объём и интенсивность). В настоящее время, весьма неперспективное и ограниченное направление, так выполнение таких нагрузок часто превышает адаптационные возможности человеческого организма (Л.М.Куликов, В.В.Рыбаков, В.М.Болотов, Н.Ф.Полозкова, Челябинск УрГУФК 2012).
Эта проблема приобретает особую остроту в детско-юношеском спорте, когда недопустимые нагрузки не только не повышают эффективность обучения, но и усугубляют «подрыв» здоровья растущего детского организма. Тогда как можно намного меньше тренироваться, но при этом получить наибольший эффект. Как бы мы не старались, при планировании и структурировании тренировочных программ, учитывая обязательное положительное взаимодействие нагрузок различной направленности, - через трое суток тренировок все взаимодействия зайдут в противоречия. Мы получаем мощное закисление молочной кислотой мышц хоккеистов, значительные сдвиги в PH крови и другие негативные процессы в организме, что значительно снижает и ограничивает в двигательной деятельности возможности спортсменов уже с середины подготовительного периода. И получаем функциональное состояние хоккеистов – «гири в ногах», при переполненных «баках», залитыми совсем не тем «горючим».
Тогда как через трое суток тренировочной работы, необходимо производить разгрузочный микроцикл, т.е., своего рода выходной день, а может и два, всё зависит от объёма и интенсивности произведённой работы. Что позволяет к следующему тренировочному микроциклу выйти на пике суперкомпенсации, что в свою очередь, позволит выполнить тренировочную работу ещё на наиболее высоком уровне по объёмам и интенсивности. Особенную остроту это имеет место у хоккеистов в подготовительном периоде на этапах специализированной и специальной подготовки. По научно методически обоснованному подходу, идеальная модель: 3 рабочих тренировочных дня, на 4-тые сутки тренировочно-разгрузочный, на 5-тые сутки – выходной. Благодаря, такой сложившейся ситуации, по нашему мнению, причем исскуственно, невостребованностью спортивной науки, теперь в итоге: соответственно и привело к тому (с большим сожалением приходиться признать), что настоящей науки ни в хоккее, ни в футболе, да и во многих других видах спорта, просто нет.
И как итог: многими тренерами в настоящее время спортивная подготовка осуществляется на основе лишь личного опыта и практики подготовки известных атлетов.
Происходит, необдуманное, шаблонное копирование. Но любая копия, как бы прекрасно не была исполнена,- она всегда копия, и всегда хуже оригинала. Списывающие с оригинала всегда будут уступать настоящему художнику.
Нас, просто приучили к лености, говоря и вбивая нам, что всё лучшее у них. Таким образом, мы как нация в перспективе будем обречены на генетическое вымирание в спорте, не говоря уже о каком-то там развитии хоккея.
«Чужими конспектами, пусть даже добротными, никогда в течение долгой тренерской жизни не пользовался», - озвучил в своей книге «Хоккей: Родоначальники и новички» один из создателей советского хоккея, цсковского стиля игры Анатолий Владимирович Тарасов.
Михаил Давидович Товаровский, первый и авторитетный учитель А.В.Тарасова напутствовал последнего перед командировкой в Канаду: «Вам не следует никуда ехать. Вы не созрели смотреть зарубежный хоккей. Ведь, если Вы увидите иностранцев, сами уже ничего придумывать не будете – так устроен человек. А надо выдумывать, создавать своё. А уж когда твёрдо встанете на собственный путь, тогда и езжайте, смотрите …» И Тарасов действительно отказался в то время от командировки в Канаду (В.А.Третьяк, 2015).
« В принципе процесс познания безграничен, всегда можно найти возможность двигаться вперёд. И это радует. Хотя радует и то, что всё-таки большую часть можно, и суметь познать, и успеть познать. И таким образом увидеть плоды своей работы в виде: «Это я знаю, это я понимаю» - утверждает Михаил Ефимович Литвак, член-корреспондент Российской академии наук, психотерапевт европейского реестра.
Важнейшей составляющей современного хоккея является научно-методическое обеспечение вида спорта, призванное обеспечить эффективное, грамотное и качественное построение тренировочного и соревновательного процессов (В.А.Третьяк, 2015).
В последнее время, мягко говоря, именно недостаточная эффективность построения многолетней подготовки хоккеистов в отечественном хоккее на всех этапах спортивного совершенствования существенно повлияла на снижение результатов российских хоккеистов на международной арене, и в первую очередь, в аспектах слабого научно-методического обеспечения и сопровождения или даже, и чаще всего, его отсутствие.
Причина седьмая это практически полное отсутствие в спортивной тренировке индивидуализации и дифференцированных подходов в подготовке юных хоккеистов. В настоящее время, многими детскими тренерами индивидуализация понимается, как процесс дополнительной индивидуальной работы со спортсменом после тренировки для подтягивания слабых сторон в физической и технико-тактической видах подготовки. Тогда как на самом деле, главной задачей индивидуализации стоит раскрытие индивидуальных задатков и реализация их в высокоразвитые способности до уровня таланта в самом тренировочном процессе, а не в дополнительных тренировочных занятиях индивидуально. Дифференцирование подразумевает создание на основе уже существующих определённых признаков мобильных и стабильных групповых и звеньевых взаимодействий, позволяющих сделать содержание тренировочного процесса и предъявляемые требования к двигательной деятельности и активности хоккеистов существенно различными по игровому амплуа.
Окончание следует