8 октября к Лозанне было приковано внимание всего спортивного мира: здесь проходил саммит Международного олимпийского комитета. Оправдал ли он надежды любителей спорта нашей страны?
Впереди – битвы…
Олимпиада в Рио завершилась. Никогда за все времена существования современного советского, российского да и любого спорта накал страстей не достигал сегодняшнего апогея. Предпринята едва не удавшаяся попытка не допустить на Игры одну из самых сильных спортивных держав мира. И, что особенно обидно, – нашу.
– Давайте ещё раз заслуженно попинаем за это основателя ВАДА
и записного русофоба Паунда, который и довёл всю ситуации до кипения, – описывает ситуацию в мировом спорте и расклад сил президент Федерации спортивных журналистов России (ФСЖР) Николай ДОЛГОПОЛОВ. –Бросим презрительный взгляд на президента Международной Федерации лёгкой атлетики (ИААФ) Коэ, сделавшего всё, чтобы ни один легкоатлет-россиянин, не считая Клишиной, и близко не приблизился к олимпийскому стадиону. Поразимся вранью беглеца Родченкова. Осудим в очередной раз написанный с его слов пресловутый «доклад Макларена». Да, русофобы. Бесспорно, гнилой народец, ненавидящий страну, оставшуюся в большом спорте по-прежнему именно державой. Конечно же, пляска под дудочку англосаксов. Но и мы дали повод.
После ухода из ВАДА Фетисова реальной замены ему не нашлось. Мы, по существу, отпустили вожжи и закусили удила: ой, какие в Монреале (штаб-квартира ВАДА) плохие и недружественные нам люди. Но невыход спортсмена на старт, как и отсутствие собственного представителя в любой международной организации, – это уже проигрыш. Паунд – фигура зловещая, но и с ним можно было общаться, работать, а не предоставлять полную свободу действий и, в сущности, собственноручно обеспечить безнаказанность.
– Лорд Себастьян Коэ никогда не был замечен в добром отношении к России, – продолжает анализ Долгополов. – Тем более странной выглядит промашка, допущенная Всероссийской федерацией лёгкой атлетики, почему-то выбравшей среди двух кандидатов на пост президента ИААФ – Сергея Бубки и Коэ – именно последнего. Как это произошло – уму непостижимо. О Макларене известно всё. Он похож на Паунда. С ним разговоры если небесполезны, то мало к чему приведут. Почитайте на английском языке доклад «великого расследователя». Он даже не потрудился в первом варианте хотя бы причесать рассыпанные мысли Родченкова на нормальный английский язык. На Макларена можно заводить дело как на распространителя, нет, пока ещё не клеветы, это надо доказать, а как на персону, тиражирующую непроверенные слухи. В которые все, подчёркиваю, все поверили, не требуя самой малости – доказательств.
И знаете почему? Мы расслабились, дали повод, нас ухватили за кисть и попытались оторвать руку. Имею в виду всё происходившее в лёгкой атлетике. Я уже не говорю о безнравственности применения допинга. Но почему руководители нашего спорта поверили, будто это в очередной раз должно сойти легкоатлетам благополучно?..
Полагаю, что всю олимпийскую сборную не пустили бы в Рио, если бы не президент МОК Томас Бах. Он разрулил безнадёжную ситуацию, дав возможность допуска – недопуска международным федерациям, которые рассудили нас относительно справедливо…
Олимпийский саммит в Лозанне, прошедший 8 октября, – невиданное сборище руководителей мирового спорта, о котором нет ни слова в Олимпийской хартии. Саммит – детище Баха, на который он пригласил всех близких себе по духу членов возглавляемого им МОК. Среди них, что крайне важно, и член МОК Александр Жуков, возглавивший ОКР в 2010 году... Быть, присутствовать, вести кулуарные и открытые переговоры без посредников-переводчиков, выступать на хорошем английском языке перед Бахом и Ко – это исключительно важно. Жуков уже доказал это за несколько недель до Олимпиады, когда команда России находилась в полном подвесе.
В дальнейшем нас ждут тяжёлые битвы. Наверняка в октябре, когда Макларен раскроет все карты (если будет, конечно, что раскрывать), нас ждут новые обвинения. К этому надо готовиться.
Из Лозанны со щитом
Российская делегация вернулась с саммита, выполнив основную задачу. Лёд тронулся: МОК выступил за реформу ВАДА и нашёл с ней общий язык. Предлагается внутри ВАДА создать новую независимую структуру, которая и будет отвечать за допинг-тестирование, а право наказания нарушителей передать от международных спортивных федераций в CAS – Спортивный арбитражный суд. При этом перед ВАДА ставится задача усиления контроля над национальными антидопинговыми органами. Само тестирование на допинг станет прозрачным, а атлеты будут проходить его с одинаковой частотой вне зависимости от их национальной принадлежности.
Кроме того, планируется инициировать по всему миру введение уголовной ответственности за применение допинга – но не для спортсменов, а для тех, кто толкает их на скользкий путь: тренеров, медиков и т.д.
Отступать некуда
Прошедший саммит в Лозанне – это только начало большого пути, который предстоит пройти нашему спорту в ближайшие годы.
– Заклинаю отойти от нашего привычного, типично российского: наше дело правое – и потому победим. А пока помолчим, посмотрим. Ни в коем случае! Уже помолчали, насмотрелись, – это снова мнение Николая Долгополова. – Если олимпийский год 2016-й видится мне – по аналогии с всемирно известными событиями – обороной Москвы осенью 1941-го, то наступающий 2017-й может стать сталинградской победой. Необходимо только понять, что отступать дальше некуда. За нами весь российский спорт и вся мирная многомиллионная армия болельщиков.
Материал подготовлен в рамках совместного проекта «Спорт-эксперт» Федерации спортивных журналистов России и газеты «Аргументы недели». Подробнее о проекте читайте в «Спорт-эксперте» на сайте «АН».