> В чем «секрет успеха» уральских самбистов? - Аргументы Недели. Екатеринбург

//Спорт

В чем «секрет успеха» уральских самбистов?

19 октября 2015, 10:21 [«Аргументы Недели. Екатеринбург», Сергей Мальцев ]

Главный тренер сборной Свердловской области и УрФО по самбо, заслуженный тренер России, судья международной категории) Валерий Стенников добился ошеломляющих результатов: свердловских самбистов, его учеников знают во всем мире и считают очень опасными соперниками. «Аргументы недели» попросили Валерия Глебовича рассказать, в чем же «секрет» его метода обучения.

Насколько мне известно, Вы родом из Курганской области и начали карьеру тренера там…

– Да, в 1979 году я набрал свою первую группу и работал в Кургане до 2000 года. Тогда меня пригласили в Верхнюю Пышму, в спортивный клуб «Уралэлектромедь». Я построил своих учеников, говорю им: «Так. Меня пригласили работать в другой город, кто хочет ехать со мной, можете выйти из строя». Вышло около 20 человек. Вышли даже школьники, даже восьмиклассники были, заканчивали школу уже здесь.

А родители не были против отпускать детей так далеко?

– Нет, никаких претензий не было, потому что отношения с родителями у меня всегда складывались хорошие. Ребят поселили в общежитии. Я был им, что называется, и за папу, и за маму. Учил их не только работать на ковре, но и жить. Делали с ними генеральные уборки по выходным, пили чай, общались. Конечно, я проводил с ними много времени и вне тренировок…

За 15 лет здесь я воспитал восемь Заслуженных мастеров спорта, «международников», наверное, больше 20, ну а мастеров спорта точно уже больше сотни.

Если позволите, такой вопрос: в чем же «секрет» Вашего метода преподавания?

– Дело в том, что для получения результата нужно вкладывать в воспитание спортсменов не только знания, но и душу. Тогда и ученики, поверив в тренера, будут работать вдвойне и результаты у них будут намного выше.

Чтобы воспитать хорошего спортсмена, сперва ученика нужно «влюбить» в себя, чтобы когда тренер открывал рот, он открывал свои уши и слушал, что тренер ему говорит. Тогда и результат будет.

Отношения в группе должны быть ко всем ровные. Категорически нельзя никого выделять. Хотя не скрою, бывают и «любимчики» или же кого–то хочется наказать за тот или иной проступок. Все это нужно держать в себе и не показывать ученикам.

А сколько ребят тренируется у Вас в данный момент?

– Около 60 человек. Дело в том, что помимо членов клуба самбо «Уралэлектромедь», приходят заниматься еще и ребята из училища олимпийского резерва.

А Вам не тяжело работать с таким количеством учеников?

– Да нет, Вы знаете, когда дисциплина поставлена, лишних слов уже не надо – голову повел и уже достаточно. Люди настроены работать и они работают.

А как проходит Ваш рабочий день?

– Прихожу на работу около восьми утра, в девятом часу. Перед тренировкой нужно обойти зал, все еще раз осмотреть. Первая тренировка начинается у нас в 10–00. Приходят ребята, разминаются, час работаем над приемами в «партере», затем – час в стойке работаем. Вечером тренировка в 17–00, тоже два часа. Вот, кстати, мне скоро будет уже пора на работу. («партер» – борьба в лежащем положении. Прим ред)

Спасибо за интервью, если позволите, последний вопрос. Случались ли с Вами и Вашими учениками, будущими чемпионами, какие–либо интересные истории?Ведь мы–то их знаем, как «звезд» спорта, а Вы – как людей, как учеников…

– Да, и немало. Вот, например. В 1993 году привели мне Альсима Черноскулова (сейчас он Заслуженный мастер спорта, троекратный чемпион мира, двукратный чемпион Европы). Тогда он проиграл соревнования, а его отец, Леонид (мы тогда с ним вместе тренировались) подходит ко мне и говорит: «Вот, у тебя будет тренироваться, сейчас проиграл, видишь, плачет стоит». Будет, говорит, парень профессиональным борцом, чемпионом мира станет однозначно. Надо сейчас надо как–то успокоить,

А я тогда приехал как раз с чемпионата мира и оттуда привез сервиз с борцами нарисованными. И я Альсиму даю кружку из этого сервиза. Говорю: «На, держи. А вот когда чемпионом мира станешь – отдашь мне свой приз». И в 2009 году он отдал мне свой приз, когда стал чемпионом мира на чемпионате в Греции.

С Ильей Хлыбовым (четырехкратный чемпион мира, победитель Универсиады в Казани, чемпион Европы, пятикратный чемпион России,Заслуженный мастер спорта России. Прим ред) интересно было работать, такой баламут был. Я его раза три выгонял с тренировок, потому что надоедал со своими выходками. Все, до свидания. Потом он в конце тренировки придет, поплачется. Ну что же? Принимал обратно в клуб.

Знаете, за время моей работы такого одаренного, талантливого ученика у меня не было. Он уже в 20 лет был уже заслуженным мастером, выиграл два чемпионата мира.

В 2002 году у него были игры по странам СНГ и Балтики, в Москве. Он выступал за Урал. И вот он проигрывает парню из Приволжского округа, счет 3:0, остается 17 секунд. Остановка боя (какая–то неважная техническая причина, борцовки вроде развязались). Я говорю: «Илья, если ты сейчас его не возьмешь обвивом и не бросишь, просто в плотную борьбу если не войдешь сейчас, то тебе больше его нечем бросить. Ты понял?». «Понял», – говорит.

И в это же время судья говорит другому тренеру, мол, если он сейчас обвивом не бросит, то Хлыбову нечем будет бросать больше. Противник, мол, у Хлыбова не «падучий», координированный, бывший гимнаст.

И вот, бой возобновляется, Илья сразу бросает его обвивом, счет заканчивается 4–3 в его пользу. Судья говорит: «Подслушал что ли?!».

А ведь дело–то в другом. Просто тренеру нужно видеть ситуацию в борьбе и вовремя подсказать спортсмену. Но ученику надо это все обязательно исполнить. Вот тогда будет и результат.

 



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте