Министр спорта РФ Виталий Мутко не видит юридических обоснований в отказе футбольным клубам Крыма и Севастополя в интеграции в РФС. Также он прокомментировал скандальную стенограмму заседания исполкома РФС опубликованную накануне и рассказал о подготовке резерва к чемпионату мира-2014.
Крым – это наше внутреннее дело.
- Виталий Леонтьевич, судя по тексту стенограммы первые лица российского футбола, крайне обеспокоены принятием крымских клубов в чемпионат России, они боятся, что в связи с этим могут последовать санкции со стороны ФИФА и УЕФА.
- О господи, стенограмму в прессе опубликовали, это, что теперь такое великое событие? Для нас Крым и Севастополь – это два субъекта российской федерации. Они ничем не отличаются от Ленинградской или Тамбовской области, там живут граждане России. С какой стати мы можем не принять их в наши общественные организации?
- Но ведь могут последовать санкции?
- Не хочу даже говорить об этих вероятностях и давать какие-то прогнозы. Есть политические вещи, а есть юридические. Юридически у нас нет оснований для отказа крымским клубам. Нам надо двигаться вперед, спокойно и уверенно. Мы не намерены давать своим действиям обратный ход. Напомню, что Правительство России приняло программу развития Крымского федерального округа на 600 миллиардов рублей. Вы хотите, чтобы после этого мы остановились? Крым — это наше внутреннее дело. Мы не лезем в область чужой компетенции. Если бы мы внедряли в свой чемпионат субъекты, принадлежащие спорту Украины, это был бы другой вопрос. Но мы этого не делаем.
Причем здесь вообще ФИФА? Мы же не приняли Южную Осетию или Абхазию? Не читайте всякие стенограммы до обеда.
- Что вы можете ответить участникам исполкома, чьи высказывания зафиксированы в стенограмме?
- Пускай эти люди, выйдут и скажут, что они предлагают. А просто так тему мусолить не надо. Нужно двигаться вперед, а для этого федерации должны заседать, принимать решения и внедрять их в жизнь. Нам надо не Ростовом-на-Дону заниматься, а футбол поднимать, думать, как на трибунах повышать порядок. И все - с улыбкой, потому что футбол – это праздник.
Займемся резервом
- Петербург станет одним из основных городов — хозяев ЧМ-2018. Насколько город готов принимать футбольных звезд?
- Сейчас ФИФА еще не вышла из отпуска. Она отдыхает после напряженного чемпионата мира в Бразилии. В сентябре они вернутся к своим делам, и мы начнем проводить совещания. В России будут созданы 64 базы для проживания сборных. На чемпионате мира будет 32 участника, и все они смогут выбирать место для отдыха. Каждая российская гостиница Кубка мира будет иметь не менее четырех звезд рейтинга. Все отели будут в пределах 10–15 минут езды от футбольного поля. После окончания турнира все гостиницы будут подарены регионам. Принимать гостей чемпионата мира — серьезная ответственность. Вот поселят вам команду Ганы или Кот-д’Ивуара, или тех же голландцев, а они возьмут и навезут марихуаны. (смеется).
- Что делается в стране для подготовки резерва к домашнему мундиалю?
- С 2015 года подготовка спортивного резерва страны станет приоритетной. Этот вопрос руководство профильного министерства обсудит во время заседания Совета при президенте России по развитию физической культуры и спорта в октябре этого года в Чебоксарах. Да, мы не гранды мирового футбола, не являемся страной, которая может похвастать каким-то большим уровнем футбола с точки зрения качества подготовки игроков. Но в последние годы мы многое сделали в этом направлении. Мы, может, единственная страна, которая имеет программу развития футбола в государстве. Строим ежегодно и выделяем до 2 млрд рублей из федерального бюджета только на развитие футбола. Это без чемпионата мира.
В нашей стране 5 тыс. детско-юношеских спортивных школ, 3,5 млн человек занимаются в этой системе по различным видам спорта. А нам нужно всего 9 тыс. членов сборной команды страны по всем видам спорта, три состава. Мы обязаны сделать все, чтобы там было качество зарплаты, методики. Этим будем заниматься.
- Детей футболом занимается действительно много, а вот качественных футболистов из них не вырастает. Почему?
- Нам нужно кардинально менять систему их подготовки, потому что она уже на протяжении десятилетий не соответствует современным требованиям. Эта система находится в системе образования. Это конечно здорово с одной стороны. С другой - образование решает задачу гармоничного развития личности, оно не решает задачу подготовки качественного игрока национальной команды. Поэтому здесь первая задача – качество подготовки: методики, система селекции, институт юношеских и молодежных команд, как туда попадают – через агента или все же тренера, и защита наших интересов в профессиональных лигах. Это легионеры, лимит на них, сокращение.
- О сокращении лимита на легионеров многие специалисты твердят давно. Однако едва ли отказ от иностранных футболистов повысит качество отечественного футбола. Ведь так?
- Разговоры о сокращении лимита на легионеров беспочвенны, ибо не имеют альтернативы. Нужно искать золотую середину, как в Испании или Германии когда доморощенные игроки являются доминантной в национальных чемпионатах. А если этого не будет, то не стоит ожидать и результата. В качестве примера посмотрите на сборную Англии. Вы смотрели суперфинал Англии? Вы видели – четыре игрока англичанина в двух ведущих клубах страны. Что вы хотите! Англия на чемпионате мира в Бразилии, как и мы, собрала чемоданы и поехала домой. Правда, мы позже, мы круче. (смеется).
«Тосно» может привлечь серьезный бизнес.
- В свое время вы приложили немало усилий, чтобы найти инвестора для петербургского «Зенита». Собираетесь ли помогать Ленинградской области или будете настраивать ее на то, чтобы она самостоятельно нашла инвестора для ФК «Тосно»? Этот клуб сейчас идет в лидерах первенства ФНЛ и претендует на выход в премьер-лигу.
- Ленобласть – экономически развивающийся регион. Здесь много серьезного бизнеса. Думаю, такому мощному губернатору как Александр Дрозденко помощь в этом вопросе оказывать смысла нет. Он сам справится. Уверен, что «Тосно» имеет возможность привлекать бизнес и серьезный. Главное, надо ставить посильные задачи, нет смысла сразу спешить на более высокие вершины. Надо решить вопрос фундаментально. У любого клуба должна быть экономическая основа и большая социальная основа в лице болельщиков. Сейчас клуб вышел в первый дивизион, неплохо играет, но играет не у себя дома. Это первая задача – надо построить свой стадион, если мы хотим, чтобы клуб играл. Или, допустим, сделать для него базу в другом регионе. В чем мы готовы точно помочь – это в строительстве такого чисто футбольного стадиона, который был бы в расположении клуба. Второе – нужно создать всю систему – академию футбола, детскую школу. И третье – по мере возможности содействовать бизнесу.
- Вы проинспектировали несколько строящихся площадок в Ленинградской области. Что скажете о них?
- Ленобласть нам небезразлична. Все здесь рядом жили, росли. Конечно, хотелось бы, чтобы область обладала большей инфраструктурой. Здесь 18 крупных районов, хочется, чтобы в каждом из них был минимальный набор спортивных сооружений: ледовая арена, бассейн 25-метровый, хороший стадион с беговыми дорожками. Второй уровень – школьные и пришкольные площадки, дворовые, внутриквартальные, велосипедные дорожки, лыжные базы. Всему этому мы готовы уделять внимание и оказывать поддержку финансовую из федерального бюджета.
- Что-то уже сделано?
- С 2006 по 2013 годы мы инвестировали 380 млн рублей из федерального бюджета на строительство спортивных сооружений Ленобласти. А с 2013 по сегодняшний день – 180 млн. Речь идет о том, что мы построили всего 8 спортивных сооружений, сейчас строим совместно 6, и 13 объектов строит сама область. Это тот темп, который мы будем поддерживать. В следующем году планируем до 400 млн рублей выделить на строительство спортивных сооружений, завершить ряд объектов , которые начали – ледовую арену в Киришах, в Кингисеппе в этом году. У правительства области заинтересованность большая, если есть желание, то помогать всегда хочется.