Для сборной России по баскетболу чемпионат Европы – 2013 в Словении закончился оглушительным провалом. За тур до конца первого группового этапа наши баскетболисты потеряли шансы на выход во вторую стадию соревнований. После четырёх проигранных подряд матчей россияне в ночь с воскресенья на понедельник победили Турцию (89:77). Но это уже был, по сути, товарищеский матч – независимо от результата оба соперника покидали Евробаскет досрочно.
Ниже плинтуса
Такого позорного провала в 20-летней истории существования баскетбольной сборной России прежде не случалось никогда. Во всех десяти предыдущих чемпионатах континента (с 1993 года), в которых она принимала участие, россияне доходили минимум до четвертьфинала. Кошмар в Словении привёл к тому, что наша обновлённая команда под управлением Василия Карасёва осталась не только без большей и лучшей части нынешнего Евробаскета, но и без чемпионата мира, который в следующем году принимает Испания. В общем, вояж в Словению получился не только самым беспомощным в плане результата, но ещё и самым скандальным из-за событий, предшествовавших турниру.
После того как в зените славы пост главного тренера российской сборной покинул Дэвид Блатт, в нашем баскетболе настали смутные времена. Что конечно же прямо сказалось на подготовке к европейскому первенству. Тогдашний президент Российской федерации баскетбола Александр Красненков, не удосужившийся договориться и продлить контракт с Блаттом, пригласил на его место Фоциса Кацикариса. Позднее под нажимом исполкома РФБ и сам Красненков вынужден был покинуть свой пост. Ему на смену пришла сначала временно, а потом на постоянной основе выдвиженка Единой лиги ВТБ Юлия Аникеева. Её самым громким управленческим решением стало следующее: за несколько дней до начала подготовки команды к Евробаскету РФБ отказалась от услуг Кацикариса. Кроме того, был уволен генменеджер сборной Олег Ушаков.
Приговорённый к расстрелу
К тому моменту от участия в предстоящем турнире под разными предлогами отказались несколько сильнейших игроков. Ставшую в таких обстоятельствах расстрельной должность главного тренера занял Василий Карасёв. Будучи человеком амбициозным, он рискнул – и на первом же чемпионате наломал кучу дров. Потому что на коротком пути к турниру своими руками порушил то, что Блатт нарабатывал в команде долгих семь лет.
Сборная России была заточена Блаттом на игру через больших – то есть центровых, тяжёлых форвардов. Вовсе неслучайно Дэвид так долго возился, например, с Тимофеем Мозговым. Натаскивал его, объяснял, как приготовишке, каждый маневр на площадке. Но Мозгова в распоряжении Карасёва не оказалось. Так же как и других высококлассных игроков: Андрея Кириленко, Виктора Хряпы, Андрея Воронцевича. Главной проблемой стало то, что оставшиеся в строю игроки, среди которых были и звёздного уровня – тот же Швед, не понимали задумок нового наставника. Тренер сделал ставку на активную защиту, прессинг, быстрые атаки, отрывы, броски с периметра. При этом Карасёв совершенно не учитывал, что действовать в подобном ключе сборная России не только не обучена, но и не готова физически.
Кроме того, по ходу словенского турнира наши игроки открыто и зло критиковали тренера, а тренер – баскетболистов, которые не выполняли его установок. Достаточно вспомнить, как в матче с Финляндией, победа над которой оставляла россиянам призрачный шанс на спасение, в одном из овертаймов установку партнёрам давал в непечатных выражениях Алексей Саврасенко...