Шерстистые мамонты напоминают об ушедшей эпохе, когда Земля была охвачена ледниковым периодом. Современные знания относят ранних предков мамонтов к плиоцену (2,58–5,33 млн лет назад, млн лет назад) до того, как их популяции расширились в плейстоцене (2,58–11 700 лет назад), сообщает «phys.org».
Однако по мере изменения климата их численность сократилась до изолированных популяций на территории современной Сибири и Аляски, пока они не вымерли 4 тыс. лет назад.
Вдоль реки Берелех в России можно найти «кладбище мамонтов». Здесь тысячи расчлененных костей, представляющих как минимум 156 отдельных мамонтов, найденных рядом с археологическим памятником проживания людей, указывают на тесную близость этих двух сообществ, образующих геоархеологический комплекс Берелех.
Рядом с ним находятся останки плейстоценового зайца, песца и волка, а также сажа и древесный уголь от очагов и обработанные бивни мамонта (один из них — незаконченное метательное копье).
Российские исследователи предполагают, что люди создали эти скопления костей в качестве побочного продукта производства бивня мамонта, в то время как зайцы, возможно, были мишенью для получения меха для производства зимней одежды.
Примечательно, что наличие признаков активности куколок мух на полостях черепов и костей указывает на то, что туши мамонтов были добавлены на «кладбище» без плоти.
Существует три радиоуглеродных датированных пика накопления шерстистых мамонтов в 11,8, 12,2 и 12,4 тыс. лет назад, которые приходятся на известные человеческие поселения в этом районе (11,2–12,4 тыс. лет назад) во время ледника Бёллинг-Аллерёд, когда северное полушарие потеплело, и пыльцевые данные свидетельствуют о том, что регион стал более засушливым.
Колебания численности мамонтов на «кладбище» предполагают, что человеческое поселение в этом районе также могло меняться с течением времени (частое заселение, но не постоянное), что исследователи связывают с изменениями окружающей среды в пойме, позволяющими возводить лагеря.
С наибольшей вероятностью смерть мамонтов была вызвана производством полезных орудий труда из бивней слоновой кости, а также мясом для пропитания сообщества, поскольку нет никаких доказательств другой причины массовой смерти животных.
Радиоуглеродный возраст не группируется в несколько фаз для повторяющихся смертельных отложений, а речные потоки вряд ли достигают достаточной скорости для транспортировки таких тяжелых костей.
Эти находки совпадают с останками мамонтов на палеолитической стоянке Яна, также в Сибири. В этом случае, по оценкам, «кладбище» увеличивалось на 1-2 мамонта в год, что гораздо меньше, чем на стоянке Берелеха.