В ночь с 13 на 14 декабря будет виден звездопад Геминиды

В ночь с 13 на 14 декабря будет виден звездопад Геминиды
Фото: Московский планетарий

Ежегодно, в середине декабря планета Земля проходит через рой мелких частиц, которые оставил на своей орбите астероид Фаэтон. В это время на ночном небе наблюдается один из богатейших и красивейших метеорных потоков северного полушария Земли – Геминиды.

Метеорный поток Геминиды в ночь с 13 на 14 декабря достигнет пика активности, астрономы ожидают до 150 «падающих звезд» в час. Наблюдать это явление при безоблачной погоде можно на всей территории России над южным горизонтом, сообщает ТАСС.

Ожидается красивый и мощный звездопад года из созвездия Близнецы. Геминиды можно наблюдать всю ночь над южным горизонтом. При ясной погоде яркие метеоры будут видны на всей территории России", - уточнили в планетарии.

Геминиды по количеству "падающих звезд" превосходят все другие ежегодные потоки. Они характерны яркими белыми метеорами - вспышками на небе от сгорающих в атмосфере Земли небольших небесных тел.

Метеорный поток в созвездии Близнецы был открыт в конце XIX века. Свое название Геминиды получили от названия созвездия Близнецы (Gemini), в котором находится радиант потока (область вылета метеоров). Радиант Геминид расположен вблизи яркой звезды Кастор в созвездии Близнецы.

Луна в ночь пика близка к новолунию, поэтому не будет создавать засветку на небе, которая ухудшает условия наблюдения.

В отличие от большинства других метеорных потоков, прародителем Геминид является не комета, а объект, открытый в 1983 году с помощью инфракрасного космического телескопа и названный 3200 Фаэтон (3200 Phaethon), Фаэтон. Фаэтон не является кометой, так как у него нет ни комы, ни хвоста. Астрономы относят его к промежуточным объектам, которые представляют собой нечто среднее между астероидами и кометами. Орбита Фаэтона очень вытянута, что позволяет ему, в процессе своего движения вокруг Солнца, пересекать орбиты всех четырёх планет земной группы от Меркурия до Марса. Интересно, что при этом он подходит к Солнцу ближе любого другого известного астероида (рекорд принадлежит астероиду 2006 HY51), благодаря чему он и был назван в честь героя греческого мифа о Фаэтоне, сыне бога Солнца Гелиоса.

В XXI веке ожидается сразу несколько очень тесных сближений этого астероида с Землёй: ближайшее уже произошло 17 декабря 2017 года, в этот день Фаэтон пролетел мимо нашей планеты на расстоянии 10,3 млн км. Следующие сближения произойдут только в 2050, 2060, а самое тесное – 14 декабря 2093 года, когда ожидаемое расстояние между Землёй и Фаэтоном составит всего около 3 млн км.